Мы стремимся в работе ступени поддержать уникальность каждого, и при этом удержать ценность сообщества, создать в детском коллективе теплую доброжелательную атмосферу и при этом дать возможность пережить подростку сложность самостоятельного ответственного выбора в определении своего вклада в общее дело
В основе ритма обучения ступени лежит модульная система «5+1»: пять учебных недель и одна каникулярная. Для многих (особенно младших) подростков обучение по четвертям не подходит, так как к концу четверти (особенно зимой) накапливается слишком большая усталость. А в ритме 5+1, проводя межмодульные каникулы в путешествиях, в прогулках, ученики быстрее восстанавливаются и набираются сил для следующего модуля. На каникулах мы также организуем и дополнительные занятия для ребят, которые хотят и восполнить какие-то пробелы или готовы получить нагрузку побольше.
Помимо привычных уроков по программе, у нас есть и необычные. Один из них – урок в форме тренинга, с которого начинается день. Тренинг – это соединение интеллектуальной разминки, коммуникации и движения. На таких уроках мы занимаемся математикой, русским и английским – теми предметами, которые требуют регулярного повторения. Другой новый формат, например, – час чтения. На этом уроке мы формируем общеучебные навыки работы с разными текстами. Уже привычен многим ребятам формат погружения. Погружение – это работа, занимающая большую часть учебного дня, призванная связать знания, полученные в разных предметных областях, между собой и с практикой. Погружения проходят один или два раза в неделю.
Когда мы создавали нашу подростковую школу, мы понимали, что нужно что-то менять в истории с домашними заданиями. Выполнять их важно, это ведь своего рода тренировка долгосрочной памяти и проверка себя. Но часто в период с 5 по 8 класс ребята с большим трудом могут себя организовать на учебную работу дома. Поэтому мы изменили подход: учебный день стал немного дольше, и теперь помимо уроков и погружений в течение недели есть несколько часов, которые отведены на самостоятельную работу учеников с заданиями в школе. Учителя формируют недельные задания по предметам, над которыми ребята работают самостоятельно, но могут обращаться за помощью у товарищам или педагогам. На кураторском часе мы планируем, рефлексируем, отмечаем успехи, задаемся вопросом, в чем причина несоответствия задуманного и реального положения дел и думаем, как помочь себе сделать больше и качественнее.
Осознанность
В 11-12 лет ребята уже чувствуют себя довольно взрослыми. Переход из начальной школы в среднюю для многих важное событие в этом плане. К тому же начинает ослабевать контроль взрослых, ребята в этом возрасте часто начинают самостоятельно передвигаться по городу. При работе с 5-6 классом мы стараемся донести мысль, что вместе с большей свободой появляется и большая ответственность. Кураторы и учителя ступени помогают детям взрослеть, планировать свою работу, ставить цели, формировать и поддерживать договоренности.