7-8 класс

Интервью с Марией Владимировной, руководителем ступени 7-8

Это Мария Владимировна. Она отвечает за то, чтобы ученики средней школы «хорошо получились». И на фотографиях, и в жизни. Это человек, который традиционно остаётся за кадром — большая часть фотоальбомов Эпишколы сделана Марией Владимировной.
А в свободное время от фотосъемки Мария Владимировна — психолог, индивидуальный куратор и руководитель возрастной ступени 7-8. Это человек, к которому подросткам не страшно прийти с любым вопросом. В интервью Мария Владимировна рассказывает, как устроена учебная и внеучебная жизнь семиклассников и восьмиклассников.

— Расскажите про то, как организована жизнь в ступени?

— У ребят есть расписание: есть уроки с 9:00 до 14:10, они проходят парами. После уроков — самостоятельная работа, на которую выделили полтора часа после обеда три раза в неделю. Еще один день в это время у 7-8 класса факультативы. Ребята выбирают их сами, но посещение обязательно.
Факультативы готовят ребят к тому, что, если они останутся учиться в Эпишколе, то в девятом классе все учебное время после обеда будет уделено подготовке к экзаменам, углублениям по предметам и индивидуальным занятиям. Поэтому мы учим ребят выбирать, и пробовать какие-то новые вещи, определяться с тем что им интересно. У них есть на выбор как предметы из школьной программы, так и дополнительные дисциплины, например, психология, театр, финансовая грамотность.
У нас нет своего спортивного зала, поэтому в 7-8 классах необычные уроки физкультуры. Мы ходим в центр всесезонных пляжных видов спорта, в 20 минутах от школы. Раз в неделю там мы играем в волейбол или бадминтон на песчаном покрытии с подогревом.
У 7 класса одна учебная суббота в месяц, у 8 класса — две. По субботам у нас история города. Это всегда выездные занятия: музеи, квесты, активные прогулки. Также у 8 класса по субботам практикумы по химии, физике и черчению.

— У старшей и средней школы уроки идут в основном парами. Почему так?

— Потому что это помогает ребятам глубже погрузиться в предмет. У нас уроки 40 минут, не 45, и это делает основную часть урока короче. В старших классах большой объём учебного материала, и не всем хватает скорости быстро его освоить. Поэтому мы сделали занятия длиннее.
Внутри пары может быть перерыв, почти всегда он есть. Но иногда ребята занимаются и без перемены, когда класс в тонусе.
Идея делать уроки парами ещё и снижает нагрузку, получается не шесть разных предметов в день, а три, что позволяет готовить меньше домашки. Уроки, которые проходят раз в неделю, остаются одиночными, потому что парами они были бы раз в две недели, а это очень большой перерыв для подростка и обучение таким образом не эффективно. Формат пар большинству удобен, и ребята хорошо к нему привыкают, особенно им нравится делать меньше домашек. Такой режим начинается с седьмого класса.

— На чём фокусируются ребята в 7-8 классах?

— В 7-8 классе перед подростками сложная задача: хочется найти свою группу, чувствовать себя частью сообщества, но при этом хочется иногда и выделиться, сделать акцент на индивидуальности. А ещё нужно учиться и хорошо бы для себя понимать, зачем ты вообще в школе учишься. Потому что в следующем году, в 9 классе, уже нужно будет делать выбор: продолжать учебу дальше или заняться профессиональным образованием.
В подростковом возрасте людям важно чувствовать себя частью привлекательного для них комьюнити. Мы в этот момент перестаем быть для них авторитетным. Для них референтная группа – это их сверстники.
И поэтому все, что мы можем тут сделать, – это организовать референтную группу таким образом, чтобы все участники группы вместе взаимодействовали лучше, эффективнее и интереснее, чем по отдельности. Это как в браке: каждый супруг самодостаточен, но вдвоём они значат и могут больше. В ступени 7-8 мы пытаемся выстроить взаимодействие именно по такому принципу. Сообщество должно помогать человеку развиваться, а не мешать.
Но при этом у подростков есть тенденция «уйти в пещеру» и исследовать себя. Это тот разрыв, тот парадокс, внутри которого живет любой подросток. Он хочет принадлежать к группе, быть ею признанным, и, одновременно, хочет быть не таким, как все, особенным. И это те два полюса, которые разрывают каждого из них каждый день, много раз за день. Поэтому наша задача, как школы, создать здесь с одной стороны безопасную обстановку, а с другой стороны несколько будоражащую. Это может быть конкуренция, это может быть ирония, чтобы ученики не совсем зависали в болоте, чтобы у них возникало желание что-то делать.

— Какая главная задача перед педагогами, которые работают с 7-8 классами?

— Для меня, основная задача ступени — направлять ребят, придавать их желанию быть самостоятельным и рефлексировать законченную форму. И, конечно, напоминать о том, что мы здесь не только для того, чтобы исследовать себя и общаться со сверстниками, а все-таки приходим сюда учиться. Это не просто про знание предмета, это и про умение договариваться со взрослыми, держаться в коллективе, выстраивать хорошие взаимоотношения, чтобы достигать цели. А цель у них, минимальная цель, — это закончить класс в том году, в который ты пришел. Хотя у нас есть и были примеры «два класса за один год» или «два класса за три года», в зависимости от возможностей ученика, готовности семьи.
Очень хочется, чтобы ребята стали самостоятельными в обучении и учились осознанно. Это тоже наша задача. Но путь к ней…
Я все время говорю об этом родителям на собеседованиях, на родительском собрании: это путь длиной в несколько месяцев, а у кого-то — лет. Когда к нам приходят новички в седьмой класс, мы понимаем, что половина школьной жизни уже прожита и у них сложились учебные стереотипы. При этом если ребята приходят к нам в более младшем возрасте у нас больше шансов на них повлиять. Но чем они старше, тем эмансипированнее от взрослых, тем больше навыков уже сформировано и трудозатратнее их корректировать. Ну и договориться с подростком о том, что ему (по нашему мнению) нужны новые учебные стереотипы — крайне сложно. Мы можем только подсвечивать то, что на наш взгляд требует его внимания и труда, а также передавать свой опыт и рассчитывать на то, что он приживется, а не отвалится. Это сложно.
Если подвести итог, то цель такая: научить ребят учиться осознанно и самостоятельно, помочь найти себя в этой жизни, не в профессиональном смысле, а именно понять, что ты за человек. И помочь им быть принятыми в коллективе.