7-8 класс

Елена Владимировна Моисеенко: «В каждом ребёнке есть очень-очень много граней»

Елена Владимировна Моисеенко: «В каждом ребёнке есть очень-очень много граней»

Знакомьтесь, Елена Владимировна Моисеенко – учитель математики у 7-9-х классов. Елена Владимировна пришла в Эпишколу больше 15 лет назад, когда все классы еще целиком помещались на Стахановцев 13а. Сейчас она преподаватель и куратор, который помогает эпишкольцам не просто решать задачки, а учиться понимать свои цели, делать осознанные выборы и не бояться ошибок.
Елена Владимировна, традиционный вопрос для начала: сколько вы уже работаете в Эпишколе?
Уже почти 16 лет. После пединститута я успела поработать полгода в реальной школе, где были только 10-11 классы. Это было для меня буквально боевым крещением! В Эпишколе у меня в разное время были все классы средней школы, с 5 по 11-й. А в последние несколько лет я уже сосредоточилась на подростках 7-9 классов.
А можете рассказать, какие они, наши 7-9-классники? Есть ли что-то, что отличает их от более младших подростков из предыдущей ступени?
Я бы сказала, что в этом возрасте они уже гораздо четче понимают, что им надо (или, по крайней мере, что точно не надо :)). Поэтому с ними необходимо по-другому выстраивать работу. Для 7-классников мотивация из серии «учитель сказал, что так надо» или «не получу зачет» абсолютно не работает. И очень хорошо, что не работает! Любимое их словечко этом возрасте: «Обоснуйте!».
В каких ситуациях они так говорят, можете привести пример?
Например, когда необходимо прорешать много упражнений на отработку какого-либо навыка. У подростков возникает законный протест – это же надо потратить личное время! А его всегда не хватает… «Обоснуйте!» – говорят они. И я каждый раз подробно объясняю, для чего так нужно, иногда даже по нескольку раз. Объясняю, что так устроен наш мозг: чтобы определенный алгоритм усвоился, чтобы уметь применять его в разных ситуациях, нам необходимо проделать определенное количество одинаковых действий, например, решить не менее 50 заданий и т.д. Я говорю, например, что вот эта формула будет постоянно им встречаться и в материале старших классов, и на экзаменах. Показываю формулу, которая выглядит пугающе на первый взгляд ) «Но если вы усвоили алгоритм, поняли как эта формула применяется, то дальше вам будет уже легче, – объясняю я детям. – То есть сейчас вы буквально вкладываетесь в свое будущее понимание предмета».
И я вижу, что они внимательно слушают и по-настоящему решают для себя, готовы ли они тратить свое время сейчас ради некоторого будущего – т.е. обдумывают свой выбор.
Можно ли сказать, что в этом возрасте подростки научаются делать осознанный выбор, в том числе и с вашей помощью?
Думаю, что да. Примерно к девятому классу эта осознанность уже по большей части появляется – даже если выбор они делают не в пользу математики (смеется).
И я бы сказала, что здесь уже возникает другой уровень обоснования выбора. Если раньше это могли быть, что называется, «нелепые отмазки», то к 8-9 классам уже звучат вполне содержательные вещи, в которых я слышу позицию ребенка. Важно, что она проявляется в разных учебных ситуациях, не только на математике. Например, у ребенка в голове есть вполне конкретный план, по которому ему хотелось бы осваивать знания – и математику, и другие предметы. У нас возникает индивидуальный диалог, в котором ребенок озвучивает этот запрос и обосновывает его, часто вполне рационально.
А есть ли какой-то универсальный способ замотивировать подростков на учебу?
Вряд ли :) По моему опыту, это каждый раз очень индивидуальная работа. Все-таки очень немногие дети приходят сразу с «железной» мотивацией, нацеленными глобально на учебу – наверное, только 2-3 человека из класса.
Мы с коллегами постоянно обсуждаем мотивацию наших учеников, много с этим работаем как кураторы. Есть огромный плюс в том, что в Эпишколе кураторами являются сами учителя-предметники. Это очень помогает увидеть ребенка с разных сторон – не только во время своего урока, но и в других ситуациях: на выездах, погружениях и т.д. В свою очередь, это начинает работать в плюс и на самом предмете. Например, ребенок совсем не интересовался английским, и вдруг английский у него «пошел», а я это знаю как куратор, а не как предметник. Тогда я уже могу посмотреть на этот конкретный случай, попытаться выявить, как это у него получилось, какие ходы здесь сработали, и попробовать это применить уже на математике.
Но универсальной «формулы успеха», которая работала бы всегда и со всеми, похоже, не существует. По крайней мере, мне за все время работы пока не удалось ее обнаружить (смеется)
Принято считать, что детям с аналитическим складом ума математика все-таки дается легче или нет?..
Я могу сказать, что склонности к математике – тоже не стопроцентный залог успеха. Есть дети, которые все очень быстро схватывают и гениально решают прямо в уме – даже я так не могу! Но при этом им не удается раскрыть ход своих рассуждений, объяснить, как именно они решили ту или иную задачу – и это может стать серьезной «подножкой» в дальнейшей жизни. Потому что система достижений, признания во взрослом мире устроена так, что почти всегда требуется обоснование твоих решений, выводов, действий. Без этого в современном мире сложно быть успешным.
А за тех детей, кому «не дано», я всегда очень переживаю, и такие дети объективно есть. При этом математику, как и русский, изучать надо в любом случае, никуда не денешься. Экзамены впереди практически у всех. Поэтому у таких учеников я стараюсь на чем-то другом выстроить положительное отношение, сделать так, чтобы математика хотя бы не вызывала отвращения и не пугала.
Что вам кажется самым важным в работе педагога?
На самом деле, все, что я говорила – это было об этом. Я бы сделала акцент на том, что подростку особенно важно видеть уважение взрослого человека к нему, принятие его трудов и его индивидуальности.
Мой многолетний опыт показывает, что в каждом ребенке есть какие-то скрытые вещи, которые он может и сам в себе не видеть, и которые окружающие тоже могут не замечать (и часто одно сопутствует другому). Задача педагога – стараться видеть его целиком, понимать, что он состоит не только из отношения к конкретному предмету и уровня знаний по нему. Что в каждом ребенке есть очень-очень много граней, которые могут помочь педагогу, в том числе, поддержать его в сложном для него предмете.
Могу предложить образ из математики: когда мы смотрим на что-то с одного ракурса, из планиметрии, то видим плоскую фигуру, например, прямоугольник. А как только переходим в стереометрический фокус, то оказывается, что перед нами – призма или пирамида – словом, объемная фигура. И прямоугольник – это только одна из ее граней. Так вот, видеть в ребенке этот объем, уметь смотреть на него с разных ракурсов, мне кажется главной педагогической задачей.
И конечно, поддерживать ребенка, видеть и замечать его успех там, где у него действительно получается, даже если это не твой предмет. Условно, да, жаль, что тебе не дается математика, но зато я знаю, что ты в спорте получил юношеский разряд, и это здорово!
Классический завершающий вопрос: что вас больше всего вдохновляет в вашей работе?
Меня вдохновляют сами подростки, их образ мыслей, их эмоции. Вдохновляет наблюдать, как они развиваются и справляются со своими задачами самыми необычными способами. И когда мне удается им в этом помочь, то я понимаю, что делаю по-настоящему важное и нужное дело.
ПоделитьсяСохранить в закладках
Ещё
33 просмотра4 упоминания
16 окт 2024