начальная школа

Подсмотрено в Эпишколе

Мечта о другой физкультуре и о том, чтобы найти в школе место свободному и красивому движению, обрела свои черты, когда педагоги Эпишколы увидели в работе физкультурный комплекс Реутского. Большой яркий сложный 3D лабиринт, установленный в игровой в этом году, по праву стал для педагогов и детей начальной Эпишколы любимым местом.

Подсмотрено в Эпишколе

Понедельник, утро. «Алёна Егоровна… можно?..» - умоляюще спрашивает первоклассник, глазами указывая на яркий «лабиринт» из лесенок, веревок и перекладин. «Знаешь, - с сожалением говорит преподаватель, - сейчас короткая перемена, и времени до ее конца осталось совсем мало… Ты не успеешь перестроиться для работы на уроке. Лучше сейчас поиграть с пуфиками, а на комплекс можешь прийти на следующей перемене, она побольше». (Пуфики – это забавный конструктор из мягких больших кубов, призм и цилиндров высотой почти в рост ребенка. На них катаются и прыгают, ими сражаются и строят из них целые замки. Зона для игры с ними тоже является частью комплекса). «Или приходи на студию!» - добавляет она. Ребенок, секунду подумав, кивает и убегает строить с одноклассниками высоченный замок.


Пятница, студия на комплексе. Шеренга мальчишек гуськом ползет по горизонтальной лесенке. Девочка-второклассница в хвосте еще не очень ловко, но отважно преодолевает очередной заковыристый лаз. Ей надо поспешить, чтобы догнать свою команду. Впрочем, слово «догнать» не совсем уместно, ведь объективно комплекс – ограниченное пространство, густо иссеченное спортивными объектами. Тут и при большом желании, далеко от команды не отобьешься. И все же трое мальчишек приостанавливаются, дожидаясь отставшую девочку, а замыкающий даже проползает пару шагов обратно, чтобы помочь ей преодолеть очередную перекладину. Затем команда движется дальше по заданному маршруту.

«Искусственное создание естественной среды» - так Сергей Реутский, создатель физкультурного комплекса, обозначает одну из его ключевых задач. «В зале два пространства: одно - свободное для бега и игр; другое - пространство для «объёмного лазанья», здесь находится физкультурный комплекс и другие объекты, по которым можно передвигаться в трёх плоскостях. Здесь ребёнок из любой точки может перемещаться в любом направлении, не касаясь пола и выбирая пути разной степени сложности» (из книги С. Реутского «Физкультура про другое»)

Диалог с препятствием

Про Реутского и его физкультурные комплексы в Эпишколе знают давно, и с Сергеем Владимировичем часть педагогов даже лично знакомы. Мечта о том, что такой комплекс когда-нибудь появится в начальной Эпишколе, буквально витала в воздухе.

Один из основателей Эпишколы, М.М. Эпштейн рассказывает: «Мы всегда понимали, как важно в детском возрасте движение. В свое время были очень популярны подходы Б.П. Никитина, с 70-х годов прошлого века, продвигавшего идею домашних спортивных уголков. В работе компании “Биом+”, создающей комплекс совместно с С. Реутским, мы увидели подход, который устроил нас как школу. Во-первых, компания системно и научно подошла к организации физкультурного комплекса, сочетающего множество возможностей для движений, разнообразно развивающих ребенка. Во-вторых, авторы предложили педагогику диалога с препятствием и готовы обучать ей учителей, сопровождать их в организации безопасного и эффективного с педагогической точки зрения использования детьми комплекса. В-третьих - технически сооружение отвечает всем нормам безопасности».

М.М. Эпштейн отмечает, что важными обстоятельствами для принятия решения об установке комплекса стали несколько моментов – начальная ступень Эпишколы как раз переехала в новое помещение, подходящее по размерам, и одновременно в «началке» появились учителя, готовые обучиться методике сопровождения детей на комплексе и организации занятий.

«Если мы в традиционной физкультуре к пределу подходим, исчерпывая свои физические силы (например, длительный бег) или через соревновательную деятельность (в которой всё настроено на первенство, на подпитку тщеславных тенденций), то у нас на занятии предел достигается через комплекс задач в равной степени эмоциональных, интеллектуальных и физических, когда каждый может первенствовать в своём». (из книги «Физкультура про другое»)