О том, как литература помогает отточить математическую логику, а логика помогает опровергнуть непререкаемых авторитетов и избежать бесплодных споров, рассказывает учитель математики Елена Владимировна Моисеенко.
Тема «Логика высказываний» изучается в пятом и шестом классе (математика по программе Л. Г. Петерсон). В пятом вводятся понятия «высказывание», «истинное-ложное», «общее- частное». В шестом классе уже говорится об отрицании высказывания. Тема довольно важная для отработки навыков выстраивания причинно-следственных связей, на которых строится курс средней и старшей школы. На одном из учебных выездов мне удалось вместе с ребятами занырнуть в нее поглубже. Получились три разных занятия.
Младших (5‒6 класс) особенно зацепило обсуждение истинности и ложности высказывания «Муж и жена имеют одинаковую фамилию». Ребята делились своим опытом, живыми примерами, начались серьёзные дискуссии. Нам удалось поговорить о том, а как можно доказать или опровергнуть подобное суждение. К пословице «Тише едешь — дальше будешь» (на языке логики — сложное высказывание) пытались построить отрицание и, используя его, поспорить с оппонентами. Начали с того, что если ехать не тихо, то есть быстро, то явно будешь дальше. Убежденным в правоте было непонятно, почему оппоненты не соглашаются с их «железными» аргументами. На этом примере мне удалось показать, что построение отрицания к сложным высказываниям требует вдумчивости. А когда люди спорят, утратив смыслы, то бывает, что перспектив доказать что-то другому вообще нет — спорит каждый о своем.
С учениками постарше (7‒8 класс) сыграли в игру «Чепуха», где надо было по кругу отвечать на вопросы, «Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? И чем это закончилось?». Получился довольно смешной рассказ, составленный из рандомных главных героев и действий. Забавная история помогла обсудить отличие высказываний от других предложений. К пословицам задание дала посложнее — искали где «тема», а где «рема». Открытием для ребят стало, что «тема» (то, о чем идет разговор), далеко не всегда очевидна в такого вида высказываниях.
Для старшеклассников (9‒11 класс) я подобрала цитаты из знакомых им литературных произведений. Из них ребята отбирали простые высказывания, искали там «тему» и «рему». В сложных высказываниях определяли — это конъюнкция, дизъюнкция или импиликация, попытались их схематически изобразить. Разговаривая об отрицании сложных высказываний, всерьез «поспорили» с великими писателями. Горячо отстаивая свою позицию, ребята находили весьма убедительные аргументы, оппонируя маститым авторам. Я много чего для себя полезного почерпнула, слушая ребят.
Чрезвычайно интересно заниматься логикой с нашими учениками! (А вы найдете в этом высказывании “тему” и “рему”?)
Тема «Логика высказываний» изучается в пятом и шестом классе (математика по программе Л. Г. Петерсон). В пятом вводятся понятия «высказывание», «истинное-ложное», «общее- частное». В шестом классе уже говорится об отрицании высказывания. Тема довольно важная для отработки навыков выстраивания причинно-следственных связей, на которых строится курс средней и старшей школы. На одном из учебных выездов мне удалось вместе с ребятами занырнуть в нее поглубже. Получились три разных занятия.
Младших (5‒6 класс) особенно зацепило обсуждение истинности и ложности высказывания «Муж и жена имеют одинаковую фамилию». Ребята делились своим опытом, живыми примерами, начались серьёзные дискуссии. Нам удалось поговорить о том, а как можно доказать или опровергнуть подобное суждение. К пословице «Тише едешь — дальше будешь» (на языке логики — сложное высказывание) пытались построить отрицание и, используя его, поспорить с оппонентами. Начали с того, что если ехать не тихо, то есть быстро, то явно будешь дальше. Убежденным в правоте было непонятно, почему оппоненты не соглашаются с их «железными» аргументами. На этом примере мне удалось показать, что построение отрицания к сложным высказываниям требует вдумчивости. А когда люди спорят, утратив смыслы, то бывает, что перспектив доказать что-то другому вообще нет — спорит каждый о своем.
С учениками постарше (7‒8 класс) сыграли в игру «Чепуха», где надо было по кругу отвечать на вопросы, «Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? И чем это закончилось?». Получился довольно смешной рассказ, составленный из рандомных главных героев и действий. Забавная история помогла обсудить отличие высказываний от других предложений. К пословицам задание дала посложнее — искали где «тема», а где «рема». Открытием для ребят стало, что «тема» (то, о чем идет разговор), далеко не всегда очевидна в такого вида высказываниях.
Для старшеклассников (9‒11 класс) я подобрала цитаты из знакомых им литературных произведений. Из них ребята отбирали простые высказывания, искали там «тему» и «рему». В сложных высказываниях определяли — это конъюнкция, дизъюнкция или импиликация, попытались их схематически изобразить. Разговаривая об отрицании сложных высказываний, всерьез «поспорили» с великими писателями. Горячо отстаивая свою позицию, ребята находили весьма убедительные аргументы, оппонируя маститым авторам. Я много чего для себя полезного почерпнула, слушая ребят.
Чрезвычайно интересно заниматься логикой с нашими учениками! (А вы найдете в этом высказывании “тему” и “рему”?)