5-6 класс

Наталия Алексеевна Цуринова: «Меня вдохновляют дети!»

Наталия Алексеевна – преподаватель математики в ступени 5-6, участник программ повышения квалификации образовательного центра «Сириус», организатор математических выездов в «Зеркальном».
Как математика связана с историей, литературой и даже русским языком? Что делать, чтобы не бояться ошибаться? Зачем вообще подросткам изучать математику? Об этом и многом другом говорим с педагогом.

– Традиционный вопрос для начала: сколько вы уже работаете в Эпишколе и как здесь оказались?

– В Эпишколе я с декабря. И оказалась здесь отчасти неожиданно для самой себя. Я рассматривала разные варианты работы на следующий учебный год, с сентября, и тут друзья присылают мне ссылку, что в Эпишколе требуется учитель математики. Я написала, меня пригласили прийти и познакомиться. И когда пришла, мне предложили пробно поработать в течение одного модуля в ступени 5-6. Я поработала, посмотрела, как здесь все устроено, и после окончания модуля меня пригласили уже на постоянную работу. И хотя первоначально мои планы были только про следующий учебный год, я все-таки согласилась. Так я здесь и оказалась.

– Каково было ваше первое впечатление от Эпишколы?

– Не могу сказать, что меня что-то сильно удивило… Я в преподавании больше 30 лет, и за это время успела поработать в самых разных местах: и в «Сириусе», и в «Зеркальном», мы вывозили детей в разные места на математические смены. Пожалуй, удивил небольшой размер школы – это было непривычно. Но в этом есть свои плюсы: детей немного, значит, есть возможность видеть каждого ребенка, и к тому же с небольшими классами можно работать иначе. То же самое с коллегами – поскольку знаешь всех, можно выстроить общение и взаимодействие по-другому, чем в большой школе.
Наталья Алексеевна с коллегами из Эпишколы
Наталья Алексеевна с коллегами из Эпишколы

– Вы упомянули «Сириус», «Зеркальный», математические выезды – можете рассказать об этом опыте?

– В «Сириусе» я была на программе повышения квалификации для учителей математики. Вообще, в предыдущей моей школе учителей периодически отправляли в «Сириус», и каждый раз мы что-то интересное оттуда привозили. На этой стажировке мы учились работать в программе «Математический конструктор» (программная среда, предназначенная для создания интерактивных математических моделей – прим.ред.), и заодно обменивались опытом, знаниями, игровыми методиками. Я привезла оттуда много математических игр, которые потом применяла на своих математических выездах с детьми.
А если говорить про выезды, в предыдущей школе я работала с разными классами, в том числе, и с профильными физико-математическими. И мы, учителя математики и физики, сами организовывали эти выезды в разных локациях. У нас была такая «банда» преподавателей, которым это самим было интересно, и администрация школы шла нам навстречу. Например, в «Зеркальный» мы периодически выезжали с детьми 8-9-классов на одну-две недели. Это были довольно плотные погружения: с утра – уроки, по вечерам – математические игры, олимпиадные задания, мастер-классы и т.д. И те дети, которые уже в 8 классе понимали, что это им интересно, были в восторге и буквально пели оды математике!

– А что для вас интересно в работе учителя?

– Вообще, мне многое интересно, как-то в молодости меня даже назвали «разносторонний дилетант» (смеется). Мне нравится и мой предмет, и сам процесс общения с детьми. Мне интересна психология, интересно, как происходит обучение с точки зрения психических процессов и как можно помочь разным детям воспринимать предмет (в моем случае математику, но и не только).
Мне повезло в самом начале моего педагогического пути встретить грамотного психолога – маму одного из моих учеников – и она давала очень ценные подсказки, советы, из которых начали рождаться мои развивающие тренировочные упражнения. Потом я объединила эти упражнения в сборники, которыми пользуюсь до сих пор при работе с детьми. И я вижу, что они работают, что это помогает детям сохранить интерес вплоть до 11-го класса.
Когда мои старшеклассники говорили что-то вроде: «Как это красиво решается!», «Какое красивое решение!» – я понимаю, что лучше и быть не может.

– Расскажите подробнее про ваши сборники. Как они называются? Вы их используете в Эпишколе?

– Они называются просто «Тренировочные упражнения по математике». Это моя авторская разработка, я участвовала с ней когда-то в конкурсе инновационных проектов, даже получила «лауреата». Поскольку я работала в прошлой школе со старшими классами, эти сборники были для 8-11 классов. А сейчас, начав работать в Эпишколе с ребятами 5-6 классов, я увидела, что они и здесь будут очень кстати. Поэтому за эти полгода я сделала такую книжку и для 5-го класса. Теперь в планах – напечатать ее, и работать по ней с ребятами в следующем году.

– А в чем их «фишка»?

– По сути, это тетрадь с упражнениями, которые развивают разные математические умения и параллельно помогают тренировать внимание, концентрацию и т.д.
Вот, например, одно из заданий – соединить картинку по точкам. Каждая точка – это закодированный ответ на один пример. Всего надо соединить 50 точек –то есть решить 50 примеров. Ну будет ли пятиклассник честно, по собственной воле, все их решать?.. Конечно, нет. Хотя для отработки навыка это необходимо. А тут есть азарт получить в итоге целую картинку, и если где-то возникнет ошибка, ребенок сам сразу же увидит ее и исправит. И таких разных нестандартных упражнений там много. И когда слышишь от ученика что-то вроде: «Ааа, я не могу остановиться! Мне уже идти надо, но я хочу доделать!..» – конечно, это очень вдохновляет продолжать.

– Как дети относятся к ошибкам? Боятся ли получить неправильный ответ или сказать у доски что-то не то?

– Я вообще-то с этого всегда начинаю, всегда говорю детям, что ошибки – это нормально. Мы их в любом случае будем делать. А потом будем исправлять, работать над ними – и это как раз и есть процесс обучения и понимания. И когда они перестают бояться их делать, не смеются над ошибками других – работать становится значительно легче. В Эпишколе у меня те, кто поначалу боялся, теперь к концу года сами рвутся к доске с словами «Можно я? Я тоже хочу сделать ошибку у доски!...».

– Провокационный вопрос: зачем детям изучать математику, как вы считаете?

– Вообще, математика – это наука о действиях над объектами, притом любыми, какие не возьми. Когда ты умеешь управлять объектами, когда знаешь правила этой игры, умеешь действовать в рамках этих правил – это универсальное умение. И плюс, конечно, это развитие других важных навыков: внимание, мышление, даже развитие речи.
У меня было много учеников, которые первым образованием выбрали как раз математику, а после этого, пошли уже в самые разные сферы: и гуманитарные, и естественнонаучные. Имея в базе классическое математическое образование, добавить вторую специальность оказалось значительно проще.
По сути, математика – это такой же язык, как и английский, например. Язык, который определенным образом описывает мир, язык символов и знаков. И овладение этим языком помогает развивать понятийное мышление.
Младшие подростки в большей степени еще мыслят и оперируют образами, поэтому переход на другой способ мышления и иное описания мира дается им не сразу – даже тем, у кого нет проблем с математикой. Этот процесс происходит постепенно, и нам как раз 2 года даны для этого. Здесь главное – не переусердствовать, действовать точечно.

– Вы упомянули, что математика развивает речь – как это? Казалось бы, совершенно разные сферы…

– Я наблюдаю, что детям часто бывает сложно сформулировать свою мысль, «перевести» какое-либо математическое действие на привычный язык. Например, запись на доске «а + b» можно озвучить как «сумма чисел а и b» – и для детей это не всегда очевидно. Такие выражения как «полусумма», «полупроизведение» тоже могут поставить в тупик.
У меня даже есть серия заданий, где надо «перевести с русского на математический» и обратно.
Или старинные единицы измерения – аршин, сажень, дюжина и т.д. – с ними дети тоже не знакомы. Поэтому на одном из погружений мы с 5-6 классами «ходили по следам Афанасия Никитина», продавали купцам ткани и меряли их аршинами, измеряли себя и узнавали, как выглядит «косая сажень в плечах» – и таким образом знакомились и с этими понятиями. Т.е. кроме чисто математического знания, математика дает выход и на историю, и на литературу, и на русский язык.

– Ну и наш классический вопрос напоследок: что вас вдохновляет в работе?

Конечно, дети! Которые еще вчера морщили носы при упоминании математики, а сегодня радостно говорят: «Я понял! Я наконец-то это понял!!!». И это здорово!