Блог про старшую школу

Еще несколько слов о ступенях взросления

Возрастные ступени в Эпишколе

Говорят, что Эпишкола похожа на корабль. Нам тоже так кажется. Большой пятипалубный парусник. Палубы – это 5 наших возрастных ступеней. Дружная веселая разноцветная предшкола. Любопытные и открытые младшеклассники – начальная ступень, с 1 по 4 классы. Увлеченные и азартные исследователи – младшие подростки 5-6 класса. Деловитые и своенравные искатели приключений – подростки постарше из 7-8 класса. Вдумчивые, глубокие и разносторонние представители старшей ступени 9-11 классов. С каждой ступенью работает своя педагогическая команда. Давайте пройдемся по кораблю, спустимся на палубы, увидим, с чем планируют работать команды в этом учебном году и узнаем, куда они держат путь.
Возрастные ступени в Эпишколе, изображение №1
Старшая ступень – во многом про самоопределение учеников, умение делать выбор и принимать решения. Предметам по выбору будет отведено около 8 часов в неделю. Каждый старшеклассник сможет взять те, которыми в эти часы ему хотелось бы заняться глубже и основательнее. Кроме того, в учебном плане есть факультативы, занятия по подготовке к ЕГЭ (для тех, кто выберет более тщательно к нему готовиться). И, несомненно, самое интересное для старшеклассников – это уникальная возможность испытать себя в предпрофессиональных пробах. О них рассказывает М.М. Эпштейн, генеральный директор центра «Участие»: «Эксперимент с пробами себя в разных профессиях стартовал два года назад, и, на мой взгляд, замечательно сработал. Конечно, как в любой школе, в старших классах у нас есть базовая общеобразовательная подготовка, но если ты, например, мечтаешь стать дизайнером, то обучаясь в Эпишколе, можешь набрать себе до 14 часов в неделю различных вариантов занятий именно по направлению «Дизайн».
Возрастные ступени в Эпишколе, изображение №2
При этом еще и поучаствовать в реальных проектах на заказ и на практике понять – это точно то, чем я хотел бы заниматься и дальше?». (Подробнее о старшей ступени читайте в материале «Зачем Эпишкола забрала у старшеклассников один учебный день в неделю под предпрофессиональные пробы?»).
В младшей подростковой ступени одна из основных задач этого года – научить ребят слаженно работать друг с другом, взаимодействовать в учебных и исследовательских группах, в совместных внешкольных событиях и путешествиях. Размышляя об особенностях этого возраста, педагоги отмечают: «С одной стороны, в младшем подростковом возрасте растет значимость общения со сверстниками, идет поиск своей «стаи», своего места в группе. У одних сильнее начинают проявляться лидерские наклонности, другие пробует себя в иных командных ролях. Завязываются новые дружеские связи и разрываются прежние – все это происходит весьма эмоционально и глубоко переживается. А с другой стороны, в этом возрасте начинается более интенсивное развитие когнитивных функций, рефлексии, что позволяет говорить о становлении понятийного мышления. И в этом плане для создания адекватной возрасту развивающей среды очень многое могут дать совместные исследования и путешествия».
Возрастные ступени в Эпишколе, изображение №3
Стоит отметить, что детским исследованиям в этой ступени отведено особое место. Учителя и дети 5-6 классов в предстоящем году будут осваивать подходы к исследовательской деятельности в естествознании и истории под руководством настоящих ученых – А.Н. Юшкова (канд. психол. наук, автор курса “Естествознание. Учебные исследования и проекты. 5-6 классы”) и Ю. Л.Троицкого (канд. ист. наук, автор курса “Дидактика и методика преподавания истории”).
А педагоги начальной ступени, обсуждая планы на ближайший год, решили, что продолжат линию, связанную с проектной деятельностью. Как и в прошлом году, дети будут много экспериментировать, делать групповые и индивидуальные проекты, а учителя постараются интегрировать их в реальный учебный процесс.
На вопрос «Как вам кажется, какие наиболее важные задачи стоят перед детьми в начальной школе?», Елена Владимировна Нахапетова, руководитель ступени, отвечает так:
“Важно, чтобы дети научились быть учениками. Сохранили и взрастили в себе умение удивляться, желание узнавать, учиться чему-то новому. Почувствовали вкус к преодолению трудностей на пути к достижению цели. Испытывали радость от интеллектуального усилия и радость от собственного роста. Очень хотелось бы вырастить (именно вырастить, а не насадить) из детского образного, немного сказочного, разнообразного, но разрозненного представления о мире, понимание, что все в мире взаимосвязано и работает как единая система. Хотя и не без чудес)))
И ещё. Очень хочется, чтобы наши ребята учились дружить, слаженно работать и учиться рядом с другими людьми (детьми и взрослыми). Слышать другого, замечать его сильные стороны, быть благодарным за его другое мнение. И в этом взаимодействии познавать и проявлять себя.”
Возрастные ступени в Эпишколе, изображение №4
Хотя мы с вами еще не на все палубы заглянули, но вы уже наверняка поняли, что каждая ступень – это микросообщество, которое и живет по-своему, и задачи решает свои. Что же тогда объединяет такие разные группы в единую школу? Каким образом и дети, и педагоги ощущают себя Эпишкольцами, принадлежащими к некому одному сообществу? Почему мы считаем, что плывем все-таки на одном корабле?
Нам важно, чтобы стрелка нашего внутреннего компаса была направлена в сторону общих ценностей. По ним мы сверяем наши дела и поступки (сверьтесь и вы - вдруг нам по пути?) - https://epischool.ru/tpost/i4yb78r921-tsennosti-epishkoli
Наш годовой маршрут, намеченный на карте бурных морей с неизведанными землями личностно-значимых открытий, пронизывают тринадцать меридианов – сквозных содержательных линий (обязательно познакомим, если интересно).
Нас вдохновляет на путешествие девиз – “Не для школы – для жизни учимся!”
А еще, конечно же, нас объединяют большие общешкольные события. Одно из них уже на носу – 5 сентября вся Эпишкола отправится на традиционный выезд-погружение. Почти 30 лет в начале каждого учебного года, вместо того чтобы сесть за парты, неугомонные Эпишкольцы собирают рюкзаки и сумки и на целую неделю выезжают за город – общаться, узнавать друг друга, быть вместе. И конечно же, учиться. Учиться так, как дышится в открытом море – свободно и счастливо.
Хотите с нами? Поторопитесь!