как мы учим

Ценности Эпишколы

Ценности Эпишколы


Взаимоуважение
  • каждый из нас видит в другом человека, достойного уважения, мы стремимся находить возможности для того, чтобы заметить и показать другим красивые и сильные стороны каждого, подчеркнуть его уникальность и учесть особенности во взаимодействии с ним.
  • мы разделяем человека и его слова и поступки, независимо от слов и поступков другого общаемся с ним уважительно, корректно, достойно.
  • мы не допускаем рукоприкладства, клеветы, оскорблений, уничижительных высказываний, обесценивающих реплик в адрес другого, мы пресекаем эти проявления если являемся их свидетелями. 
  • конфликтные ситуации мы решаем корректно, не переводя конфликт в острое противостояние, при посредничестве не вовлеченной в противостояние стороны, мы стремимся к урегулированию конфликта в кратчайшие сроки.
  • право каждого на уважение мы считаем одним из базовых прав человека в нашем сообществе и стремимся обеспечить механизмы защиты его от ограничений (посягательств) со стороны конкретных личностей и коллектива в целом.
  • мы ценим наше сообщество и устанавливающиеся в нем хрупкие отношения взаимоуважения, и считаем необходимым также защищать его право на уважение со стороны конкретных личностей, которые могут способствовать его разрушению.

Свобода, свободоспособность, выбор
  • свобода - одна из базовых ценностей в нашем сообществе; 
  • мы считаем, что каждый из причастных к сообществу должен стремится развивать в себе свободоспособность - умение быть причиной своих действий; 
- мы все вместе стараемся организовать такую среду жизни, в которой каждый будет иметь возможность развивать в себе это качество;
- возможность и умение выбирать - одно из важнейших условий на этом пути.

Личный опыт, личная значимость
 как опора и ориентир образовательного процесса

Изменение (улучшение) окружающей жизни, связь учебного процесса с практикой
как направленность работы взрослых и детей, 

Диалог 
как важнейший инструмент развития и в этом смысле - образовательного процесса 

Самореализация
(в т.ч. в разнообразном творчестве)

Педагогическая поддержка
  • каждый из педагогических работников школы руководствуется в своей работе принципами педагогической поддержки (автор О.С.Газман), которая провозглашает право ребенка на субъектность в образовании, т.е. предлагает педагогам увидеть в ребенке потенциального заказчика на свое образование, находиться с ним по этому поводу в диалоге, поддерживать его самостоятельность, предоставлять ему право выбора, поддерживать его свободоспособность и договороспособность;
  • мы ищем выходы из проблемных ситуаций, находясь “на стороне ребенка”, давая ему право на ошибку, предоставляя ему шанс и возможность стать более умелым, более зрелым, более ответственным и самостоятельным, поддерживая ребенка и семью в этом движении;
  • каждый из педагогов школы предпринимает усилия, чтобы совершенствоваться в этом подходе.

Соблюдение договоренностей
  • мы взаимодействуем друг с другом как партнеры в рамках договоренностей, созданных открыто и честно с учетом интересов договаривающихся сторон, важные договоренности фиксируем письменно, 
  • каждый из нас осознает: а) какую ответственность и обязательства он добровольно принимает на себя, создавая договоренность с организацией и с другими людьми, с кем он взаимодействует здесь, б) каких действий и результатов в какие сроки и кто от него ожидает, и чем чревато их невыполнение,
  • каждый из нас стремится выполнить взятые обязательства, а если это по каким-либо причинам невозможно - поставить в известность партнера как только это обнаруживается, и передоговориться или возместить партнеру причиненный ущерб,
  • каждый из нас принимает норму деловых отношений – «проблема во взаимодействии=отсутствие/нарушение нужной договоренности», и в случае появления проблемы является инициатором прояснения существующих договоренностей или создания новых, адекватных изменившейся ситуации,
  • мы совершенствуем навыки прояснения своих интересов и возможностей и интересов и возможностей партнера, навыки ведения переговоров и нахождения взаимовыгодных условий при создании договоренностей, навыки самоорганизации и самодисциплины, навыки корректного предъявления партнеру невыполненных обязательств и урегулирования отношений
  • взрослые учат детей договороспособности на своем примере

Обсуждение правил
  • правила, работающие в Эпишколе - это результат трехсторонних договоренностей (ученик-семья-школа) и относительно правил действуют принципы изложенные выше (см. Соблюдение договоренностей), 
  • правила, общие для всех участников образовательного процесса или группы лиц принадлежащей какой-то из категорий (возрастная ступень, класс, любая группа, педагогический коллектив и т.п) с периодичностью не реже раз в год обсуждаются на общем собрании тех, кого они касаются или в формате открытого заочного обсуждения;
  • общие для группы лиц правила являются действующими, если принимаются большинством не менее 75% голосов; 
  • каждый из участников образовательного процесса вправе вынести на обсуждение какое-либо свое правило, годное для всех остальных или группы лиц; если его принимают, оно считается действующим;
(должны быть договоренные сроки между возможностью заявить для всех какие-то правила, их обсуждением, их вводом в работу и решением о пересмотре правил если они не работают);
  • в отношении отдельных лиц (категорий) на общем собрании, тех кого это касается могут появляться особые правила (чем-либо обоснованные и непротиворечиво вписывающиеся в уклад школы) и это решение доносится до всех участников образовательного процесса; 
  • несоблюдение действующих в школе правил - прецедент, который разбирается по принципу “проблема во взаимодействии=отсутствие/нарушение нужной договоренности”, в случае невозможности найти правила взаимоприемлемого взаимодействия - договор между школой и не вписывающимися в правовое поле лицами расторгается/обнуляется со всеми вытекающими последствиями. 

Доступность информации
  • каждый из нас заботится о том, чтобы у всех участников образовательного процесса (дети, родители, сотрудники) была вся важная информация, которая его касается и необходима для эффективной учебы/взаимодействия/работы,
  • мы используем несколько каналов коммуникации, чтобы все участники образовательного процесса были включены в информационное поле организации независимо от их умелости и технической оснащенности, 
  • мы предпринимаем усилия, чтобы оптимизировать/усовершенствовать систему информирования в организации и повысить свою компетентность в этом вопросе.

Открытая коммуникация с обратной связью
  • каждый из нас осознает необходимость открытой, точной, чистой от нецензурных выражений и слов-паразитов коммуникации, предпринимает усилия, чтобы совершенствоваться в этом; 
  • в своей коммуникации мы руководствуемся принципами “экологичной” обратной связи (не разрушительной для реноме собеседника, с учетом личных границ, по запросу, или по договоренности в соответствии с внутренними регламентами организации);
  • мы осознаем, что в каждое слово может быть вложен разный смысл и нам важно прояснение смыслов, мы не считаем время вложенное в прояснение позиций (культурных кодов, личных контекстов) друг друга и в создание поля общих смыслов - временем, потраченным напрасно. 

Умение признать неправоту своих действий
  • каждый из нас готов открыто признать неправоту своих действий, ошибочность своих слов, мы не считаем это угрозой своей чести и достоинству, мы эмоционально устойчивы в ситуациях обнаружения своей неправоты и не предпринимаем в этих случаях агрессивных выпадов в адрес оппонентов;
  • каждый из нас понимает, что любой может оказаться неправым или ошибиться и может измениться осознав свою ошибку и приложив определенные усилия, в случае признания человеком своей неправоты и изменения в поступках мы руководствуемся в общении с ним его изменившимися взглядами, не припоминая и не осуждая его за прошлое.

Личные границы
  • каждый из нас несет ответственность за обозначение для других своих личных границ (какие слова и действия других в своей адрес он считает недопустимыми);
  • мы стремимся выстроить взаимодействие в комфортном для каждого из участников коммуникации формате с учетом их личных границ.

Взаимная поддержка
  • каждый из нас готов поддержать другого таким способом, который ему в данный момент доступен и посилен (знаки внимания, жест, слово, поступок, помощь в деле и пр.)  и учитывая ситуацию, обратную связь или запрос другого (избегаем навязчивости и обесценивания усилий другого).

Преемственность
  • каждый из нас осознает себя членом большого многопоколенного коллектива с более чем 30-летней педагогической историей с определенными устоями, традициями и правилами и относится к этому наследию с уважением и бережно, 
  • каждая новация аккуратно встраивается в существующий процесс, проходя период апробации, решение о внедрении тех или иных изменений принимается коллегиально в рамках положений о работе Админсовета и Методсовета Эпишколы.