Разговор с психологом

Почему учиться онлайн не так уж и плохо?

Ответить на этот вопрос взрослому не составляет особенного труда: экономлю время на дорогу; могу планировать учёбу и сочетать с работой; могу какие-то вещи ускоренно просматривать, а какие-то повторять несколько раз; выбираю то, что мне прямо сейчас нужно или интересно. И ещё десяток других плюсов.

Нюанс в том, что взрослые – самомотивируются, то есть сами выбирают то, что нужно. И не так важно для карьеры ли это, для галочки в резюме или просто им это интересно. Принципиально то, что они сами это выбрали, сами заплатили за это и дальше только от них зависит продуктивность такого обучения.

А подростки? А подростки мотивируются внешними факторами – нашими указаниями: «ты должен учиться», «так надо», «так требуется по закону», «тебе это потом пригодится для поступления», «ты пока не понимаешь, а потом скажешь спасибо». Всё это так, но не особенно греет. В представлении подростка даже формулировка «на следующий год сдавать экзамены» похожа на бесконечно удалённую величину, а «вырастешь, тебе пригодится» практически тождественна понятию никогда.

Кроме того, подростку, вне всякого сомнения, важны социальные связи, тусовка, нормирование себя относительно других, достижение баланса собственной уникальности и принятия коллективом.

Так есть ли плюсы в онлайне для детей или это вялое наследие ковидной необходимости?

Похоже, что ответ упирается в степень самостоятельности, готовности ребёнка делать выбор и принимать решения. То есть, если предположить, что в систему онлайн-обучения дети попадают по разным причинам и с совершенно разной готовностью принимать ответственность за результаты обучения (или хотя бы её часть) на себя, вероятно, необходимо и в сам процесс встраивать элементы развития самостоятельности. Для этого в Эпишколе, даже у обучающихся заочно, есть кураторы и, естественно, родительское участие никто не отменял.

Как мне кажется, родителям и педагогам необходимо договориться с юным человеком о том, как, почему и зачем все это онлайновое будет происходить – честно, со всеми плюсами, минусами, опасениями и надеждами. Может быть прямо на бумаге, в виде некоего договора записать. Если возникают вопросы или несогласия, то обсуждать их, создавать понятные всем участникам процесса формулировки и фиксировать.

И, возможно, эти договоренности могут касаться не только учебной программы. Почему бы не обсудить и не включить онлайн-курсы, соответствующие интересам ребёнка? Пусть это будут видео-лекции, пусть они будут определены самим пользователем, пусть там будут какие-то пробные занятия, которые не факт, что захочется продолжать, но попробовать имело бы смысл.

Очень круто, если родители тоже готовы чему-то поучиться и могут в не соревновательной, а партнёрской манере обмениваться информацией об успехах и трудностях. Да, хоть сериалы вместе на английском смотреть, но договориться об этом и следовать уговору.

Онлайн обучение не останавливает реальную оффлайн жизнь, но оказывает на неё влияние.

Если мы, как родители, не знаем ответа на детский вопрос «зачем», то, похоже, надо искать этот ответ вместе. Вот вы, например, уверены , что тяжёлые тела падают быстрее, чем легкие? Нет? Уверены в обратном? А я только недавно посмотрел лекцию на эту тему и, право слово, она дала мне не меньше, чем уроки физики в 7 классе.