Блог про старшую школу

СТУПЕНЯМИ ВЗРОСЛЕНИЯ

С недавнего времени Эпишкола строит свою работу по четырем возрастным ступеням: начальная школа, 1-4 классы; подростковая школа, 5-6 классы и 7-8 классы; старшая школа, 9-11 классы. О задачах таких изменений и особенностях разных возрастов беседуем с заместителем директора Натальей Викторовной Касициной – куратором проекта и Маргаритой Викторовной Подхалюзиной – руководителем 5-6 классов.

Как появилась идея выстроить работу по ступеням?

Образовательный аспект. Мы исходим из того, что для детей разного возраста органичны разные способы освоения мира. В 1-4 классе – мифологический, в 5-6 классе – практико-прикладной, проектный, с 7 класса – научно-ориентированный, а к старшей школе – субъектно-смысловой.

Помимо этого, задачи взросления требуют организации социальных практик, в которых ребенок последовательно занимает разные позиции. Условно мы их определили так: заботящийся о тех, кто рядом; организатор и путешественник; член подросткового клуба; участник предпрофессиональных проб. Поэтому на каждой из возрастных ступеней мы по-разному выстраиваем образовательную программу.

День домашних животных в младшей школе

Социальный аспект. Классы в Эпишколе небольшие – до 12 человек. И если в начальной школе маленький класс ровесников – это комфортная социальная ниша, в подростковом возрасте для развития социального интеллекта нужны более сложно-устроенные среды. А внутри каждой из ступеней, в которые объединены несколько классов, есть больше возможностей варьировать форматы групповой работы (квест, межпредметное погружение, ролевая игра, работа в парах сменного состава и т.д.). Так у ребят расширяется круг общения, им легче найти близкого по интересами человека.

Организационный аспект. Эпишкола в последние годы постоянно растет как численно – у нас сейчас более 100 учеников, так и территориально – в будущем году школа будет располагаться в трех помещениях. Горизонтальная коммуникация становится все более сложной. А нам очень близок принцип “каждый знает каждого”. Актуальный вопрос: как расширяться и при этом сохранить прелесть частной школы – семейную обстановку и индивидуальный подход к каждому ученику? Одно из решений этой проблемы – пересмотреть организационную структуру.

Шестой класс — организатор новогодней ярмарки

Исчезнет ли в связи с делением на возрастные ступени такое понятие как “школьный класс”?

В целом Эпишкола не отказывается от классно-урочной системы, уроки по большинству предметов проходят по-прежнему по классам, у нас их 11. Но само понятие “школьный класс” как социальная группа детей одного года рождения, в которой преимущественно дети и проводят всю свою школьную жизнь, в Эпишколе трансформируется.

Достаточно много образовательных событий в нашей школе организуется внутри возрастных групп или даже между учащимися разных возрастных групп.

Эпишкольная команда «Квиз, плиз». Ученики средней школы

Какие события будут общими?

Межпредметные интегративные погружения, которые проходят каждую неделю, дают возможность углубиться в изучение сложной комплексной темы или научного понятия. Здесь объединяется несколько классов, каждый находит задание или роль соответствующие своему уровню знаний и возрасту. Младшие имеют возможность посмотреть на понятие шире, так как работают бок-о-бок со старшими. Старшие же наоборот вынуждены подниматься на экспертный уровень, помогать и объяснять – и как следствие, более глубоко прорабатывать материал. Такая система работы позволяет более гибко выстраивать образовательную траекторию учащихся, у ребят появляется больше возможностей для выбора темпа и глубины освоения школьной программы.

Каждую пятницу после уроков небольшие группы ребят организуют Встречу. Они самостоятельно готовят выступление по интересной для них теме, полностью берут на себя организацию. На такие встречи собираются ученики с 5 по 8 класс.

На больших общешкольных выездах, которые у нас происходят два раза в год, ребята в течение недели работают в разновозрастных группах. Три старшие ступени разделяются на команды по 6-8 человек, в каждой из которых совместно работают учащиеся с 5 до 11 класса.

Старшеклассники изучают кораблестроение

Есть ли примеры построения образования по ступеням, на которые ориентируется Эпишкола?

Многие европейские и американские школы разделяют школы на младшую , подростковую и старшую школы. В постсоветской России одними из первых действенно задумались о “возрастных отличиях различных ступеней школы наши красноярские коллеги (И.Фрумин и др.).

Есть достаточно много разных педагогических практик, в том числе, внешкольных. Есть вполне работающие модели – для начальной школы. Есть различные методики и подходы, которые нам дают те или иные подсказки – как работать с тем или иным возрастом. Но именно целостной модели школы, выстроенной как непротиворечивый переход от одной возрастной ступени к другой – мы не нашли.

Мы берем самое лучшее и интересное и пробуем создать собственную работающую модель. Этот эксперимент в Эпишколе организован Институтом альтернативного образования им. Я. Корчака. Эксперты института, Касицина Н.В., Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М, курируют деятельность каждого проекта. Мы видим, что заказ на разработку новой модели школы, актуален не только для небольших частных школ, но и для образования в целом.