Разговор с психологом

Когда пора впадать в панику? Или несколько слов про ОГЭ и ЕГЭ

Хотим мы того или нет, но в воздухе висит угроза предстоящих экзаменов. Каким-то волшебным образом в сознании родителей страх перед аттестациями встроен с самого начала обучения ребенка в школе. Это удивительно, но первые вопросы об экзаменах и о том, как к ним готовить детей, родители начинают задавать практически с начальной школы. А уж с пятого класса, такое впечатление, что не спросить про ОГЭ считается дурным тоном.

Связано ли это с тем, что многие взрослые до сих пор переживают свой школьный страх. Или это общепринятые малоосознаваемые установки, проявляющиеся в том, что чаще мы транслируем какие-то дурные вести и опасения, нежели добрые. Или это и то, и другое, и нечто третье – вопрос открытый.

А что дети?

Ребенок в седьмом, например, классе слова взрослых: «Скоро экзамены и пора браться за ум (начинать готовиться)», воспринимает разве что как назойливую, формальную заботу. Для подростка наши слова «через год» – это практически никогда, это какая-то фантастическая история, а не его реальная жизнь. Попытки родителей напрячь еще и на учебу подростка, ломающего мозг вопросами совсем из другой области, с огромной вероятностью будут провальными.

Девятиклассники и одиннадцатиклассники (не без помощи взрослых) уже более подвержены паническим настроениям. Они с начала учебного года начинают спрашивать про экзамены, причем чаще всего уже находясь в тревоге: «я боюсь, что не сдам».

Есть ли повод для паники?

Секрет ОГЭ состоит в том, что этот экзамен все сдадут и, честно говоря, результаты его (именно оценки) бывают важны в очень редких случаях. А для тех, кто собрался в колледж, важнее средний балл аттестата, а не итоги ОГЭ. Если ребенок учился, и даже если делал это без энтузиазма, он справится с экзаменами. При этом, конечно, имеет смысл посмотреть и апробировать сами форматы тестов (экзаменационных материалов), чтобы не было неожиданностей в самый ответственный момент.

Значимость ЕГЭ действительно высока, так как от количества баллов может зависеть поступление в институт на бюджетное отделение. При всем при том, даже у преуспевающих учеников далеко не всегда мучительный забег «ЕГЭ + поступление» приносит желаемый результат. Есть ли шанс хоть как-то увеличить вероятность?

Кому это больше нужно?

Во первых, важно, чтобы сам ребенок (не родители!) хотел поступить именно в этот институт и именно на эту специальность, то есть просто знал, чего он хочет. Если человек знает, чего хочет, все остальные вопросы становятся более или менее техническими и разрешимыми. Поэтому есть смысл, помимо непосредственной подготовки по предметам, часть времени в старших классах прицельно уделить обсуждению с ребенком этого аспекта. Но, увы, там, где предпочтения и решимость ребенка, его способности и интерес смешиваются с финансовыми ограничениями семьи – часто возникает дополнительное напряжение. Да, вероятно, нужно довольно серьезно готовиться к экзамену, но нагнетание напряжения и жесткий родительский прессинг тут вряд ли помогут.

Есть ли выход?

Давно известно, что зависимость итогов экзамена от уровня мотивации ребенка (да и взрослого тоже), демонстрирует нормальное распределение Гаусса. Проще говоря, лучший результат достигается при средней мотивации. Одинаково невысокий результат и когда совсем наплевать, и когда достижение цели супер важно, просто жизненно необходимо. Это довольно логично. В первом случае и напрягаться не интересно, а во втором слишком много сил отъедает постоянный стресс.

Почти неважно, сложный в этом году экзамен (сложнее, чем в прошлые годы) или наоборот проще. Более сложный понизит балл (легкий повысит) не только вам, но и всем горемыкам, а значит и проходной балл будет несколько ниже (или выше для легкого) в этот раз.

ЕГЭ и те экзамены, которые нужны для поступления в институт, можно сдавать и не сразу в год выпуска из школы, а, например, готовиться еще год, а потом сдавать. Кстати, вообще не очевидно, что нужно бежать в ВУЗ, и тем более делать это сразу после окончания школы.

Что остается в этой ситуации родителям?

Хорошо бы сообщить ребенку, что любить вы его меньше не станете, количество полученных баллов не способно на это повлиять. Да, не скрывать свое волнение, но постараться его умерить, хотя бы для того, чтобы не довести мотивацию ребенка до запредельной. Ваше мнение или шанс не оправдать надежды самых близких людей, согласитесь, могут только накалить ситуацию.

А еще можно поддерживать. Не забыть вовсе о предстоящем, а дать понять ребенку, что готовы помочь теми способами, которые вам доступны. Побыть хоть хронометристом при домашнем пробном тесте или вместе (если обе стороны согласны) порешать что-то. Кстати, это бывает не отвратительно. А ресурсов и возможностей для этого сейчас более, чем достаточно. Попробуйте. В самом худшем случае родители просто будут действительно представлять себе, что такое это ОГЭ или ЕГЭ, а не бояться по инерции, только потому что так принято.

Вместе не так страшно

В качестве бонуса тем, кто готов опробовать совет, несколько задачек из ЕГЭ по математике базового уровня. Они вполне подходят для того, чтобы скоротать вечер всей семьей.

1. Кузнечик прыгает вдоль координатной прямой в любом направлении на единичный отрезок за прыжок. Сколько существует различных точек на координатной прямой, в которых кузнечик может оказаться, сделав ровно 6 прыжков, начиная прыгать из начала координат?

2. На поверхности глобуса фломастером проведены 12 параллелей и 22 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделили поверхность глобуса?

3. Клетки таблицы 6х6 раскрашены в чёрный и белый цвета так, что получилось 30 пар соседних клеток разного цвета и 16 пар соседних клеток чёрного цвета. (Клетки считаются соседними, если у них есть общая сторона.) Сколько пар соседних клеток белого цвета?

Напишите в комментариях удалось ли и, если хотите, ваши ответы, и мы через некоторое время раскроем секреты решения.
Когда пора впадать в панику? Или несколько слов про ОГЭ и ЕГЭ
Директор Эпишколы, учитель математики, психолог Юрий Владимирович Берхман беседует с родителями об экзаменационных тревогах.
Разговор с психологом, изображение №1
Хотим мы того или нет, но в воздухе висит угроза предстоящих экзаменов. Каким-то волшебным образом в сознании родителей страх перед аттестациями встроен с самого начала обучения ребенка в школе. Это удивительно, но первые вопросы об экзаменах и о том, как к ним готовить детей, родители начинают задавать практически с начальной школы. А уж с пятого класса, такое впечатление, что не спросить про ОГЭ считается дурным тоном.
Связано ли это с тем, что многие взрослые до сих пор переживают свой школьный страх. Или это общепринятые малоосознаваемые установки, проявляющиеся в том, что чаще мы транслируем какие-то дурные вести и опасения, нежели добрые. Или это и то, и другое, и нечто третье – вопрос открытый.
А что дети?
Ребенок в седьмом, например, классе слова взрослых: «Скоро экзамены и пора браться за ум (начинать готовиться)», воспринимает разве что как назойливую, формальную заботу. Для подростка наши слова «через год» – это практически никогда, это какая-то фантастическая история, а не его реальная жизнь. Попытки родителей напрячь еще и на учебу подростка, ломающего мозг вопросами совсем из другой области, с огромной вероятностью будут провальными.
Девятиклассники и одиннадцатиклассники (не без помощи взрослых) уже более подвержены паническим настроениям. Они с начала учебного года начинают спрашивать про экзамены, причем чаще всего уже находясь в тревоге: «я боюсь, что не сдам».
Есть ли повод для паники?
Секрет ОГЭ состоит в том, что этот экзамен все сдадут и, честно говоря, результаты его (именно оценки) бывают важны в очень редких случаях. А для тех, кто собрался в колледж, важнее средний балл аттестата, а не итоги ОГЭ. Если ребенок учился, и даже если делал это без энтузиазма, он справится с экзаменами. При этом, конечно, имеет смысл посмотреть и апробировать сами форматы тестов (экзаменационных материалов), чтобы не было неожиданностей в самый ответственный момент.
Значимость ЕГЭ действительно высока, так как от количества баллов может зависеть поступление в институт на бюджетное отделение. При всем при том, даже у преуспевающих учеников далеко не всегда мучительный забег «ЕГЭ + поступление» приносит желаемый результат. Есть ли шанс хоть как-то увеличить вероятность?
Кому это больше нужно?
Во первых, важно, чтобы сам ребенок (не родители!) хотел поступить именно в этот институт и именно на эту специальность, то есть просто знал, чего он хочет. Если человек знает, чего хочет, все остальные вопросы становятся более или менее техническими и разрешимыми. Поэтому есть смысл, помимо непосредственной подготовки по предметам, часть времени в старших классах прицельно уделить обсуждению с ребенком этого аспекта. Но, увы, там, где предпочтения и решимость ребенка, его способности и интерес смешиваются с финансовыми ограничениями семьи – часто возникает дополнительное напряжение. Да, вероятно, нужно довольно серьезно готовиться к экзамену, но нагнетание напряжения и жесткий родительский прессинг тут вряд ли помогут.
Есть ли выход?
Давно известно, что зависимость итогов экзамена от уровня мотивации ребенка (да и взрослого тоже), демонстрирует нормальное распределение Гаусса. Проще говоря, лучший результат достигается при средней мотивации. Одинаково невысокий результат и когда совсем наплевать, и когда достижение цели супер важно, просто жизненно необходимо. Это довольно логично. В первом случае и напрягаться не интересно, а во втором слишком много сил отъедает постоянный стресс.
Почти неважно, сложный в этом году экзамен (сложнее, чем в прошлые годы) или наоборот проще. Более сложный понизит балл (легкий повысит) не только вам, но и всем горемыкам, а значит и проходной балл будет несколько ниже (или выше для легкого) в этот раз.
ЕГЭ и те экзамены, которые нужны для поступления в институт, можно сдавать и не сразу в год выпуска из школы, а, например, готовиться еще год, а потом сдавать. Кстати, вообще не очевидно, что нужно бежать в ВУЗ, и тем более делать это сразу после окончания школы.
Что остается в этой ситуации родителям?
Хорошо бы сообщить ребенку, что любить вы его меньше не станете, количество полученных баллов не способно на это повлиять. Да, не скрывать свое волнение, но постараться его умерить, хотя бы для того, чтобы не довести мотивацию ребенка до запредельной. Ваше мнение или шанс не оправдать надежды самых близких людей, согласитесь, могут только накалить ситуацию.
А еще можно поддерживать. Не забыть вовсе о предстоящем, а дать понять ребенку, что готовы помочь теми способами, которые вам доступны. Побыть хоть хронометристом при домашнем пробном тесте или вместе (если обе стороны согласны) порешать что-то. Кстати, это бывает не отвратительно. А ресурсов и возможностей для этого сейчас более, чем достаточно. Попробуйте. В самом худшем случае родители просто будут действительно представлять себе, что такое это ОГЭ или ЕГЭ, а не бояться по инерции, только потому что так принято.
Вместе не так страшно
В качестве бонуса тем, кто готов опробовать совет, несколько задачек из ЕГЭ по математике базового уровня. Они вполне подходят для того, чтобы скоротать вечер всей семьей.
  1. Кузнечик прыгает вдоль координатной прямой в любом направлении на единичный отрезок за прыжок. Сколько существует различных точек на координатной прямой, в которых кузнечик может оказаться, сделав ровно 6 прыжков, начиная прыгать из начала координат?
  2. На поверхности глобуса фломастером проведены 12 параллелей и 22 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделили поверхность глобуса?
  3. Клетки таблицы 6х6 раскрашены в чёрный и белый цвета так, что получилось 30 пар соседних клеток разного цвета и 16 пар соседних клеток чёрного цвета. (Клетки считаются соседними, если у них есть общая сторона.) Сколько пар соседних клеток белого цвета?
Напишите в комментариях удалось ли и, если хотите, ваши ответы, и мы через некоторое время раскроем секреты решения.