Блог про старшую школу

Мечты о другой физкультуре

Мечта о другой физкультуре и о том, чтобы найти в школе место свободному и красивому движению, обрела свои черты, когда педагоги Эпишколы увидели в работе физкультурный комплекс Реутского. Большой яркий сложный 3D лабиринт, установленный в игровой в этом году, по праву стал для педагогов и детей начальной Эпишколы любимым местом.

Подсмотрено в Эпишколе

Понедельник, утро. «Алёна Егоровна… можно?..» - умоляюще спрашивает первоклассник, глазами указывая на яркий «лабиринт» из лесенок, веревок и перекладин. «Знаешь, - с сожалением говорит преподаватель, - сейчас короткая перемена, и времени до ее конца осталось совсем мало… Ты не успеешь перестроиться для работы на уроке. Лучше сейчас поиграть с пуфиками, а на комплекс можешь прийти на следующей перемене, она побольше». (Пуфики – это забавный конструктор из мягких больших кубов, призм и цилиндров высотой почти в рост ребенка. На них катаются и прыгают, ими сражаются и строят из них целые замки. Зона для игры с ними тоже является частью комплекса). «Или приходи на студию!» - добавляет она. Ребенок, секунду подумав, кивает и убегает строить с одноклассниками высоченный замок.


Пятница, студия на комплексе. Шеренга мальчишек гуськом ползет по горизонтальной лесенке. Девочка-второклассница в хвосте еще не очень ловко, но отважно преодолевает очередной заковыристый лаз. Ей надо поспешить, чтобы догнать свою команду. Впрочем, слово «догнать» не совсем уместно, ведь объективно комплекс – ограниченное пространство, густо иссеченное спортивными объектами. Тут и при большом желании, далеко от команды не отобьешься. И все же трое мальчишек приостанавливаются, дожидаясь отставшую девочку, а замыкающий даже проползает пару шагов обратно, чтобы помочь ей преодолеть очередную перекладину. Затем команда движется дальше по заданному маршруту.

«Искусственное создание естественной среды» - так Сергей Реутский, создатель физкультурного комплекса, обозначает одну из его ключевых задач. «В зале два пространства: одно - свободное для бега и игр; другое - пространство для «объёмного лазанья», здесь находится физкультурный комплекс и другие объекты, по которым можно передвигаться в трёх плоскостях. Здесь ребёнок из любой точки может перемещаться в любом направлении, не касаясь пола и выбирая пути разной степени сложности» (из книги С. Реутского «Физкультура про другое»)

Диалог с препятствием

Про Реутского и его физкультурные комплексы в Эпишколе знают давно, и с Сергеем Владимировичем часть педагогов даже лично знакомы. Мечта о том, что такой комплекс когда-нибудь появится в начальной Эпишколе, буквально витала в воздухе.

Один из основателей Эпишколы, М.М. Эпштейн рассказывает: «Мы всегда понимали, как важно в детском возрасте движение. В свое время были очень популярны подходы Б.П. Никитина, с 70-х годов прошлого века, продвигавшего идею домашних спортивных уголков. В работе компании “Биом+”, создающей комплекс совместно с С. Реутским, мы увидели подход, который устроил нас как школу. Во-первых, компания системно и научно подошла к организации физкультурного комплекса, сочетающего множество возможностей для движений, разнообразно развивающих ребенка. Во-вторых, авторы предложили педагогику диалога с препятствием и готовы обучать ей учителей, сопровождать их в организации безопасного и эффективного с педагогической точки зрения использования детьми комплекса. В-третьих - технически сооружение отвечает всем нормам безопасности».

М.М. Эпштейн отмечает, что важными обстоятельствами для принятия решения об установке комплекса стали несколько моментов – начальная ступень Эпишколы как раз переехала в новое помещение, подходящее по размерам, и одновременно в «началке» появились учителя, готовые обучиться методике сопровождения детей на комплексе и организации занятий.

«Если мы в традиционной физкультуре к пределу подходим, исчерпывая свои физические силы (например, длительный бег) или через соревновательную деятельность (в которой всё настроено на первенство, на подпитку тщеславных тенденций), то у нас на занятии предел достигается через комплекс задач в равной степени эмоциональных, интеллектуальных и физических, когда каждый может первенствовать в своём». (из книги «Физкультура про другое»)


Обучение «комплексоведению»

Летом этого года комплекс установили, а в начале августа в Эпишколе прошел большой обучающий семинар для педагогов, который вел сам Сергей Владимирович Реутский. Чтобы освоить начала сопровождения детей на комплексе потребовалась не меньше двух дней плотной работы. А все описание методов и приемов, возможных упражнений, разработанных Реутским специально для комплекса, занимает больше 100 страниц. Например, роль преподавателя физической культуры описывается так:

[Педагог должен]

  • видеть траекторию развития ребёнка, динамику изменений, происходящих с ним, и помогать исходя из этого;
  • помогать детям поддерживать рабочее состояние (помогать контролировать излишнюю весёлость, баловство, агрессию);
  • приучать детей в трудной ситуации просить о помощи (это возможно лишь при открытых, доверительных отношениях между взрослым и ребёнком)

(из книги «Физкультура про другое»)

Сейчас «главным “комплексоведом” Эпишколы», как шутливо прозвали педагоги эту позицию, считается Алена Егоровна Болтаева. Так совпало, что ее отец, Болтаев-старший, преподает физкультуру на комплексе Реутского в одной из Монтессори-школ – Алена Егоровна продолжила семейную традицию.

В середине ноября в Москве проходила всероссийская конференция «Физкультура про другое» (https://babashki.ru/conferences/main), посвященная вопросам физической активности, движения и игры в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней приняли участие около 300 человек со всей России от Южно-Сахалинска до Петербурга. Конференция собрала специалистов из разных сфер – педагогов физической культуры, воспитателей детских садов, нейропсихологов, кинезиологов и т.д. – которые в работе с детьми опираются на ценности и принципы, изложенные в книге С. Реутского.

Алена Егоровна, побывав на конференции в качестве участника, привезла много новых методик и идей для дальнейшей работы с детьми на комплексе и в свободном игровом пространстве. Удалось также обсудить ряд вопросов по методике «Другой физкультуры» лично с Сергеем Владимировичем, да и просто зарядиться вдохновением. Особая радость - приобретенная на конференции книга «Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность» авторства С. Реутского, С. Плахотникова, Р. Рауха и Е. Парежева. В этом объемном труде, полном методик и практических рекомендаций, обобщен опыт более10 лет работы специалистов в сфере развивающей двигательной активности детей.

Правильное лазание

По словам Алены Егоровны, подготовка детей к работе на комплексе началась раньше его установки. «В прошлом году, - рассказывает педагог - была проведена серьезная предварительная работа по поводу правил безопасности на переменах, особенно в зоне игровой комнаты. Эти правила мы с детьми вырабатывали на совете школы и обсуждали на кругах. Мы старались донести до ребят, что это вовсе не педагоги такие строгие, хотят им все запретить, а это реальное требование для обеспечения безопасности и удобства».

Большинство детей за прошлый год, по оценке педагогов, заметно прокачали навыки саморегуляции. Поэтому на комплексе был и восторг в первое время, но в то же время ребята очень спокойно приняли правила безопасного поведения на нем. Более того – охотно объясняли новеньким! Ведь после серии обсуждений стало понятно, откуда эти правила взялись и почему они необходимы.

Сейчас физкультурный комплекс для детей Эпишколы – это и недостающая часть физических нагрузок, и общефизкультурные занятия, и способ провести время на переменах, и работа на сплочение и на командное взаимодействие, и реальная помощь для большей эффективности учебных занятий.

В планах Эпишколы – осваивать с детьми новые упражнения, опробовать работу на физкультурном комплексе с учениками 5-6 классов, обучить еще нескольких педагогов проведению занятий на нём.

«Физкультура «про другое» - это повод находить, налаживать связь между людьми; постигать связь между предметами и явлениями; проявлять внутренние ценности ребёнка и для него самого, и для окружающих.

Основной момент в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира. Этому она и должна быть посвящена, превращаться в один из способов движения на развитие сотрудничества со всеми явлениями, которые вокруг нас есть»

(из книги «Физкультура про другое»)