Разговор с психологом

Как провести каникулы со своим замечательным подростком?

Предполагается, что каникулы служат для того, чтобы дать ребёнку восстановиться, отдохнуть и с новыми силами вступить в следующий этап учебы.

С этим довольно трудно спорить. Все, а подростки особенно, быстро устают, поскольку само функционирование организма в этом возрасте очень энергозатратно, а интенсивная учебная программа отнимает все, оставшиеся от процесса социализации, силы.

Сложность состоит в том, что представления об идеальных каникулах сильно расходятся у детей и родителей. Родитель считает, что в каникулы нужно, как минимум, произвести генеральную уборку (а не просто запихать все в шкаф), прочитать несколько программных произведений, доделать, не сданные своевременно домашние задания, навестить дедушек-бабушек и посетить Эрмитаж. Ребёнок, вероятно, предполагает, что будучи в законном «отпуске», можно спать до обеда, вместо обеда завтракать вредным и общаться или играть по сети с товарищами до глубокой ночи. Для родителей это время может быть особенно непростым, ведь работу никто не отменял, а ребёнок может оказаться предоставлен сам себе и, таки, негодяй, воплотит свои планы в жизнь!

Хорошим выходом из положения может быть выезд в лагерь, при условии, что ребёнку нравится такая идея. С одной стороны, полезно отдохнуть друг от друга, а с другой, в формате лагеря довольно часто знания и навыки присваиваются подростками лучше, так как, кажется, что это вовсе не учеба.

Однако, далеко не у всех родителей есть возможность отправить ребёнка в лагерь, а у детей далеко не всегда есть желание оказаться в новом коллективе с распорядком дня, вместо привычного гнезда. В этой ситуации приходится либо договариваться, либо пускать всё на самотек.

Договариваться, вероятно, лучше. Может быть сперва просто наметить несколько простых точек соприкосновения: вместе ужин / чай или какая-то трапеза вечером; один «выход в свет» / гости / пригородная прогулка / музей / посмотреть кино; ну и возможно, что-то реально нужное хозяйственное – сломать / выбросить / покрасить / приготовить еду (и съесть). Не старайтесь причинить ребёнку максимальную пользу в каникулы. Помните о важной заповеди массовика-затейника: лучше всего в три раза меньше, но хорошо!

Кажется важным, чтобы взрослые при этом оставили учебные мотивы и, например, просто рассказали, что происходит у них в жизни, ну и каким-то способом умудрились сделать каникулярные дни не такими, как всегда. Вкусное – можно есть вместо обычного ужина, и в будни. Кино – бессмысленное, а лучше, предложенное ребёнком, тоже не повлияет роковым образом на семейный распорядок.

В конце концов, дорогие родители, получите удовольствие сами. Вы вполне имеете право отдохнуть от организации непрерывного контроля.