Блог про старшую школу

Об идее ввести пробы профессий в Эпишколе

В 2020-21 году ученикам 9-11 классов Эпишколы будут предложены профильные занятия по выбору. О том, зачем мы это придумали и почему наши профили не помогут сдать ЕГЭ по "нужным" предметам, но помогут лучше понять, кто я и чем я хочу заняться в будущей жизни, мы пообщались с создателем и идеологом школы Михаилом Марковичем Эпштейном и директором по развитию Натальей Викторовной Касицыной.

Работу в старшей школе можно условно разделить на три направления: БАЗА, ДЕЛО, УГЛУБЛЕНИЕ, СООБЩЕСТВО.

БАЗА, основанная на теоретических знаниях, дает кругозор, формирует общий культурный уровень, становится фундаментом для более глубокой разработки различных направлений. Она дается на "обычных" школьных уроках. 

УГЛУБЛЕНИЕ, как знакомство с научным подходом, установление междисциплинарных связей, ребята получают на так называемых эпишкольных "погружениях". Погружения дают потом возможность легче осуществлять переходы из одной области деятельности в другую. Кроме того, у нас есть часы по выбору для углубления в предмет.

ДЕЛО, основанное на практике, учит ребят пониманию, как теория и идеи воплощаются в реальном мире, и проходить весь путь создания продукта - от задумки до воплощения. 

"Перекос” в системе образования в одну или другую сторону: БАЗЫ, УГЛУБЛЕНИЯ или ДЕЛА, несет довольно трагические последствия - как для жизни конкретного человека, так и для страны, мира в целом. Характерное для нашего времени отсутствие ДЕЛА в школе, гонка за набором знаний, необходимых для сдачи ЕГЭ, стремительное уменьшение практики в ВУЗах привела к характерной и горькой картине. Из школы выпускаются молодые люди, которые не знают, и даже не могут себе представить, чем и как они хотели бы заняться. Они идут получать образование, потому что “так надо”. При этом, идут не в колледж, а в ВУЗ, потому что техникум - не престижен. В ВУЗах, хорошо, если с интересом, продолжают, как и в школе, на более глубоком уровне, изучать теорию и “развивать мозги”. А через 4-6 лет сталкиваются с той же проблемой: делать ничего не умею, и чего хочется - не знаю. 

Решить эту проблему системно в нашей стране пытались ни раз. Тот, кто учился в 70-х -80-х гг. помнят, как все советские старшеклассники один-два раза в неделю превращались в полноценных, хоть и “маленьких”, сотрудников предприятия. Трудились над реальными задачами и получали скромную, но официальную зарплату. Эта практика проходила на учебно-производственных комбинатах (УПК) или настоящих предприятиях. Она знакомила ребят с тем, из чего складывается трудовой процесс и готовила почву для более сознательного выбора профессии. 

В конце 80-х ступень среднего профессионального образования в виде ПТУ и техникумов, где ребята могли научиться ремеслу, стала непопулярной. С другой стороны, появилось больше ВУЗов, в том числе частных. Молодые люди получили возможность "продлить" школьные годы еще на 4-6 лет, отложив время выбора конкретного поля для будущей работы. 
В школах практика на УПК исчезла, зато стали появляться предметные профили, главной задачей которых в конце-концов стало - дать предпочтение одной группе предметов, необходимых для поступления в ВУЗ, и не тратить время на остальные, менее "нужные". То есть, снова - теория. 

Лишь несколько лет назад в России стали появляться крупные инициативы по поддержке школьников в профессии. Одной из первых была "Школьная лига РОСНАНО". Пооект призван вернуть техническому образованию былую славу, привлекая талантливых подростков к работе над реальными кейсами и мотивируя их к учебе через знакомство с "большой" наукой и производством.

Несмотря на подобные проекты, перекос продолжает оставаться системным. За много лет, отвечая себе на вопрос: "Что мы, как школьные педагоги, исходя из ограниченной “зоны влияния”, можем поменять?", мы сформулировали для себя такую задачу: мы можем помочь ребятам более сознательно и свободно чувствовать себя в этом важном “рубежном” возрасте самоопределения. Если наши ученики придут в ВУЗ с пониманием, как может выглядеть будущая работа, какие навыки и знания пригодятся, им будет легче не “потонуть” в требованиях системы и разобраться, что именно им нужно от ВУЗа, а что лучше “добирать” в других местах. 
Именно для этого мы вводим в старшей школе практикоориентированные профили, которые и будут выполнять роль ДЕЛА.

Мало кому выпадает удача в раннем возрасте "попасть в точку" и понять, каково "дело жизни". Наверное, это скорее исключение, чем правило, и это нормально. Поэтому мы не предлагаем подросткам сразу выбирать профессию. Гораздо важнее в этом возрасте пробовать реальное дело, развивать способность к самоопредлению, наращивать спектр различных навыков, разбираться, по каким этапам строится процесс воплощения любого проекта. И не так важно, что это за дело, за которое возьмутся ребята. Главное чтобы оно было настоящим и делалось вместе со взрослыми. 

О каких вопросах мы будем рассуждать со старшеклассниками:
- Какая научная / профессиональная область мне интересна, и как она устроена?
- Какие бывают стили жизни, как мне комфортнее выстраивать свою повседневность?
- Какие бывают способы работы, какой подходит мне? 
- Каково соотношение между мерой амбиций и мерой труда, сколько труда я готов приложить, чтобы достичь своей мечты?
- Что означает работать в команде? Какую ответственность я могу взять за дело перед другими? Готов ли я с ней справляться? 

Материал подготовила Ульяна Шведчикова,