Блог про старшую школу

ЕГЭ - не смысл жизни, а лишь одно из её испытаний

ОГЭ и ЕГЭ – это своеобразные «ворота», которые предстоит пройти каждому школьнику, планирующему перейти на следующий этап своего образования. И готовиться к этому необходимо, кто бы спорил… Но стоит ли тратить один или два важнейших года жизни старшего подростка исключительно на эту подготовку? В Эпишколе считают по-другому. Учебная жизнь в старшей ступени выстроена так, чтобы решать целый ряд задач старшего подросткового и юношеского возраста, в том числе и успешную подготовку к выпускным экзаменам.

Эпишкольники на зимнем выезде по подготовке к сочинению
Михаил Маркович Эпштейн рассказывает, как Эпишкола помогает старшеклассникам подготовиться и пройти это испытание.

Мне представляется, что основные задачи общеобразовательной школы существенно шире подготовки к итоговым аттестациям. То, что мы делаем в Эпишколе, – мы делаем, в первую очередь для того, чтобы дети могли развиваться личностно, получать опыт самоопределения и удовольствие от своего качественного образования, иметь возможность выбора, в том числе, и выбора профессии. Этому посвящена вся старшая ступень Эпишколы, 9-11 классы.
При этом мы держим в голове, что важной частью нашей жизни является опыт прохождения разных социальных испытаний. ОГЭ и ЕГЭ – это своеобразная инициация, пройти которую необходимо, если ты хочешь (или вынужден) дальше получать образование. В данном случае, подготовка и сдача итоговых экзаменов – важный социальный опыт. И мы должны помочь нашим ученикам этот опыт получить.
Итак, что мы делаем?
1. Стараемся помочь ребятам научиться не стесняться делать свой выбор, в частности, заниматься теми предметами, которыми им и правда хочется заниматься. Хотеться может по разным причинам: потому что интересно; потому что поняли, что это та сфера, в которую они дальше будут погружаться; или потому, что учитель попался интересный; или потому, что они получили опыт практической деятельности в этом направлении и поняли, что это здорово. Важно, что у детей возникают собственные позитивные эмоции в отношении этого предмета – таким предметом всегда получается заниматься легче, глубже, основательнее.
2. В образовательной программе нашей школы есть достаточное количество часов для наработки учениками базовых знаний и учебных навыков. Ребята с учителями уделяют внимание и качественному освоению основных понятий, и отработке необходимых предметных знаний, и тренингу учебных навыков, необходимых для освоения предметной программы. Кроме того, что в учебном плане есть достаточное количество часов для встреч с предметами и качественными преподавателями, и возможность развить интерес к предметам (на углубленных спецкурсах, факультативах), регулярно проводятся межпредметные интегративные погружения. Такие погружения дают возможность ребятам глубже освоить научные понятия, причем как предметные, так и надпредметные. Мы убеждены, что «схватывание» понятий не столько на уровне запоминания, сколько на уровне понимания, однозначно способствует более глубокому, более качественному освоению предметных знаний, которые, в том числе необходимы, для ОГЭ и ЕГЭ. Об этом говорит, например, и учитель алгебры и геометрии Людмила Фридовна Беленькая (см. материал «ПРО ПОГРУЖЕНИЯ И ЕГЭ»).
3. В нашем учебном плане предусмотрено некоторое количество часов по выбору (до 8 часов в неделю). Так ребята могут выбрать специализированные курсы по тем предметам, которые им более интересны, и в них углубиться. На этих спецкурсах (или по-нашему - углублениях) идёт работа с предметами из школьной программы. Но, во-первых, тут ученик сам выбирает, чем ему заниматься, – и потому приходит на занятие гораздо более мотивированным. Во-вторых, на спецкурсах происходит более глубокое освоение выбранного предмета. Предметы по выбору – не для ЕГЭ, а для интереса, для возможности исследования в науке, для дальнейшей работы в выбранной области. Но, при этом, мы убеждены, что когда человек углубленно занимается каким-то предметом, то ему потом, естественно, легче сдать и соответствующий экзамен.
4. В расписании старшей школы есть часы, которые отводятся на предпрофессиональные пробы. Это время – на пробы себя в тех или иных профессиях, на совместную работу со взрослым профессионалом над реальным проектом, время первого опыта заработка своим умом, своими знаниями, своими руками… При этом в большой своей части они, естественно, завязаны на предметные знания, на навыки, которые нарабатываются в ходе освоения школьной программы. Ведь чтобы создать свой проект, например, в гуманитарной сфере, необходимо глубоко разобраться в литературе, в истории или в обществоведении. Чтобы добиться какого-то результата в техносфере, надо освоить математику, программирование, углубиться в физику и т.д. Т.е. это ещё один ход к знаниям – через практику.
В таких разных форматах – погружениях, обычных уроках, предпрофессиональных пробах, спецкурсах и т.д. – ребята по-разному работают с информацией и получают учебные навыки, которые, собственно, и необходимы для освоения учебного материала.
5. Кроме того, для некоторых предметов в Эпишколе разработаны специальные программы тренингового типа, которые позволяют, в том числе, и специализированно готовиться к ЕГЭ. Например, уже несколько лет проводятся литературные выезды, где ребята, уезжая из города на 2-3 дня, готовятся к сочинению. И такое погружение в предмет очень качественно сказывается потом на написании сочинений. Например, в прошлом году все дети (из тех, кому это было нужно) очень хорошо написали ЕГЭ по литературе.
6. Одна из составных частей успеха при написании ОГЭ и ЕГЭ – это психологическая готовность. Поэтому обязательная часть нашей школьной программы – это психологические тренинги на умение ребят сосредоточиться, справиться с собой, поставить самому себе задачу. С этим работают наши психологи, а также персональные кураторы – они учат ребят ставить себе цель и её достигать.
7. Наконец, важно отметить, что в расписании школы есть специально выделенные факультативные часы, в рамках которых ребята могут выбрать подготовку к итоговому экзамену именно по тому предмету, который им необходим.
Дело в том, что и ОГЭ, и ЕГЭ – это, по сути, особый способ выдачи итоговых знаний, по определенной системе, по определенным правилам. И даже при наличии хороших знаний можно плохо написать их просто потому, что ты не разобрался в этих правилах. Поэтому необходимо некоторое время, чтобы натренироваться именно на такой способ выдачи знаний. И мы специально выделяем время – и на факультативах, и отчасти на уроках – когда ребята тренируются, готовятся к тому, как выдавать знания в формате, предусмотренном этими экзаменами.
Любой экзамен, любая проверка, любой тест – как и любая инициация при переходе в другой социальный статус – имеет некоторые правила. И выпускной экзамен – это важный опыт для ребят. Надо понимать, что если ты хочешь перейти на какой-то новый социальный уровень (например, стать студентом ВУЗа), то часто нужно тем или иным способом доказать свою состоятельность. Экзамен - один из способов. И нужно учиться достигать важного для себя результата, преодолевая и себя, и внешние препятствия. Поэтому мы специально выделяем время на подготовку к этому испытанию.
В заключение хочу заметить, что мы не гарантируем 100-балльную сдачу ЕГЭ – не это является основной задачей Эпишколы. Да и невозможно это гарантировать, ведь мы работаем не с «железными программируемыми роботами», а с живыми людьми, имеющими свои особенности и желания. Но мы выстраиваем процесс так, чтобы вероятность успешной сдачи была очень велика. Дальше многое зависит от самого ученика (и это хорошо!). Тот факт, что наши ученики регулярно сдают ЕГЭ и на 80, и на 90 баллов, доказывает, на наш взгляд, осмысленность эпишкольского подхода.