Статья об Эпишколе в “Школьных проектах”

Греческая приставка epi- значит «на, над, сверх, после, возле». Главная особенность Эпи-школы – отсутствие жёстких границ между школой и окружающим ее миром, где задача первой – показать, как мир устроен и дать ученикам возможность взаимодействовать с ним самостоятельно.

Домашняя обстановка и расслабляющая атмосфера — первое, что замечаешь, когда входишь в школу. Во многом, конечно, это достигается за счет маленьких групп учеников. Малочисленность позволяет всем знать друг друга в лицо и по именам и устанавливает совсем непривычные для обыкновенной школы отношения: есть, например, занятия, на которых старшие дети занимаются с младшими и помогают им в учебе.

Школа не проводит ярких пиар-кампаний, и часто новые ученики приходят сюда по рекомендациям знакомых, бывших выпускников или сотрудников, а иногда сами школьники приводят своих друзей.

Об учебном процессе

Самое интересное отличие Эпишколы от государственных и многих частных школ заключается в отсутствии оценочной системы до 9 класса. Вместо дневников с отметками у каждого ребенка есть зачетная тетрадь, в которой фиксируются его успехи и даются комментарии учителя. Система зачетов варьируется: для некоторых дисциплин все темы обязательны, для других школьнику нужно выбрать несколько наиболее ему интересных.

Эпишкола не специализируется на каком-то определенном предмете, но дает возможность каждому ученику выстроить обучение в соответствии с личными интересами и предпочтениями. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут – так ребята получают возможность уделять больше внимания тем предметам, которые им, например, нужны для поступления в вузы.

Учебный процесс строится на принципе выбора начиная с начальной школы, где дети посещают выбранные ими студии (творческие мастерские). В старшей школе предметы по выбору определяют сами ученики: говорят, чем им интересно заниматься, составляют список, который становится основой для расписания дополнительных уроков (чаще всего это седьмые уроки). Еще одно из отличий старшей школы от начальной и средней – только с 7 класса школьники начинают учиться по субботам.

Один из ключевых принципов организации обучения в Эпишколе – обучение жизни как она есть, без условного разделения на предметы и дисциплины, поэтому огромное внимание учителя уделяют строительству метапредметных связей. В школе для этого используются особая методика «погружение» — особое занятие для всей школы, которое специально готовится.

"Собираются, например учителя предметов естественнонаучного цикла, выбирают междисциплинарную тему и делают занятие в формате погружения на 3 дня. Придумывают игры, делают газету, смотрят фильмы и так далее. При этом смотрят, например, на электричество не как на простой объект, а как на то, с чем имеют дело каждый день. Делают так, чтобы было интересно и старшим, и младшим."

Одна из важнейших фигур учебного процесса — куратор, который есть у каждого ученика. Суть работы куратора – медиация между учеником и учебной системой и учебной системой и родителями. Он делает все, чтобы обучение ребенка было эффективным в том плане, в котором понимают это родители и сам ребенок. Самая главная задача куратора – сделать так, чтобы школьник учился осознанно. Это тот человек, который постоянно наблюдает и ведет работу по выявлению сильных и слабых сторон ребенка, чтобы с ними можно было работать.

Поступление

Попасть в Эпишколу довольно просто: прийти по адресу ул. Стахановцев, 13А на собеседование. Во время разговора с педагогом родителям и, главное, ученику надо определиться с целями, которых они с помощью школы хотят достичь.

После собеседования назначается «испытательный срок», во время которого школа и семья определяют, подходят ли друг другу. Если да, то назначается куратор, и ребенок отправляется по образовательному маршруту.

Мы решаем вопрос, кто чего хочет. Если у родителя есть заявка на то чтобы ребенок гарантированно поступил после 5 класса в лучший в городе физ-мат лицей, то мы честно говорим, что гарантировать этого не можем. Как впрочем и никто в городе, если честно, гарантировать этого не может. Поступление в физ-мат лицей зависит от комбинаций очень разных условий – желания и возможностей ребенка, способов поддержки его семьей, тем, как помогает учиться ребенку школа, и теми условиями, которые выставят для поступления физ-мат лицеи. Мы же стараемся сделать так, чтобы ребенок сам хотел и желал учиться. Мы помогаем ему не потерять интерес к жизни и к обучению, и приобрести крепкие, основательные навыки и знания, позволяющие дальше с успехом и интересом осваивать школьную программу.

Типичный день ученика

У каждого школьника есть 6 уроков. После них: «продленка» для ребят из начальной школы, самоподготовка – для средней школы. Но она не обязательна, хотя некоторым ребятам рекомендована. Старшеклассники же живут по своему режиму, и школа для них открыта до самого вечера. Она, бывает, работает до девяти-десяти часов: кто-то сидит делает уроки, кто-то сделал уроки, пошел домой, а затем пришел в школу поиграл (это актуально для ребят, живущих неподалеку). Для учеников школа– второй дом.

Атмосфера

Эпишкола – это место, где комфортно. Комфортно настолько, что с трудом можно провести границу между учебой и досугом, занятием и свободным временем.

Один из вариантов занятий – традиционные выезды два раза в год, когда вся школа отправляется за город. Выезды учебные, они проходят в сентябре и в феврале. Помимо выездов в школе организуются различные кружки и секции. Какие именно, конечно, решают сами ученики. В основном все создается силами самих педагогов, но иногда к ним подключаются и школьники: так кружок игры на гитаре организовала девушка, владеющая инструментом.

Все это, конечно, не получилось бы без тесного взаимодействия учеников и педагогов. И это та атмосфера, которой Эпишкола по праву гордится.

"У нас нет жесткой границы между взрослыми и детьми, кроме формальной. В столовой – вместе, на выездах – вместе. Живое неформальное общение создает эту самую принимающую обстановку."

Полный текст статьи - тут:  http://shpspb.ru/samye-neobychnye-shkoly-peterburga/

Комментарии закрыты.