учебные проекты

Проект – это форма организации учебной работы. Также проект может являться одной из форм выполнения зачетной работы. В Эпишколе в течение года ученики выполняют два проекта -  учебный и социальный.

Отличительные черты проекта:

1) ребенок принимает активное участие в установлении цели проекта, осознаваемой им и соответствующей его интересам; самостоятельно (вместе с кем-либо) планирует и реализует работу; анализирует свою деятельность и результаты;

2) в основе проекта должна лежать какая-то реальная проблема; результат его реализации должен быть нужен кому-то еще кроме самого автора; в результате проекта должен быть достигнут какой-то результат, новый для других людей;

3) в итоге проекта должен получаться конкретный продукт;

4) в итоге должна быть общественная «публикация» итогов проектов - выставка, общественная защита проектов, сборник материалов, доклад, музыкально-литературная композиция...

Важно, чтобы:

  • работа по выполнению проекта была действительно интересна ребенку, положительно эмоционально окрашена;
  • работа по выполнению проекта способствовала расширению познавательного интереса учеников (а в идеале и учителя), требовала использования минимально необходимых знаний и привлечения более широкого поля знаний, дополнительных источников.

Предшественником метода проектов был так называемый Дальтон-план. Его основная особенность заключалась в личном учебном плане и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты кооперируясь с другими учениками и призывая учителя для консультации. Но в Дальтон-плане основной целью образования оставалось приобретение суммы знаний, без учета их насущной необходимости ребенку.

Метод проектов сделал следующий шаг. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учились самостоятельно учиться

 

О проектной деятельности подростков

Одной из важнейших проблем для подростков, входящих в открытый мир взрослых отношений, является приобретение детьми таких важных социальных навыков, как:

- планирование, организация, анализ своей деятельности;
- умение выстраивать партнерские отношения с окружающим миром (взрослыми, сверстниками, различными учреждениями...);
- поиск, обработка, применение нужной информации, используя имеющиеся в окружающем мире ресурсы (город, учреждения, музеи, библиотеки, специалисты, родители, различные организации, компьютер, ...).

К сожалению, сегодняшняя массовая школа помочь подросткам научиться решать эти проблемы не может. Прежде всего это связано с тем, что она направлена на получение детьми определенного объема знаний, а не на творческую, самостоятельную, социально-направленную сопровождаемую деятельность ребят. Восполнить этот пробел отчасти возможно через организацию внешкольных программ. Предлагаемый проект предполагает организовать ситуации, когда подростки смогут получить поддержку в решении указанных проблем.

Механизмом, с помощью которого предполагается такие ситуации создавать, является выполнение ребятами индивидуальных проектов, связанных с исследованием проблем окружающего мира, участием в продуктивной проектной деятельности, оформлением отчетных или выполнением рабочих материалов на компьютере, применением других современных технических средств.

Ребята - участники проекта, получат:

- возможность приобретения навыков работы на компьютере (использования других современных технических средств), что на сегодня является одним из социально-важных навыков;
- навык выполнения проектной работой;
- возможность творчески реализоваться и получить дополнительные знания в интересующей их области;
- квалифицированную помощь тьюторов в планировании, организации и осмыслении своей деятельности;
- опыт общения с социальными институтами и различными людьми, в том числе, специалистами в разнообразных областях человеческой деятельности;
- опыт мягкого, сопровождаемого включения в активное сотрудничество с внешним миром.

Цель проекта: обеспечить школьникам возможность получения опыта социально-направленной продуктивной творческой самостоятельной деятельности (с возможностью получения опыта работы на современной технике).

Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:

- предоставить ребятам возможность социально-направленной самостоятельной творческой продуктивной деятельности;
- обеспечить технически поддержку их работы (компьютеры, ксерокс, диктофоны, видео, магнитофоны, и пр...);
- организовать систему индивидуального сопровождения ребят в их проектной деятельности.

Для подростков, входящих в мир взрослых отношений, важно научиться:

планировать, организовывать, анализировать свою деятельность;
выстраивать партнерские отношения с окружающим миром (взрослыми, сверстниками, различными учреждениями...);
искать, обрабатывать, применять нужную информацию, используя имеющиеся в окружающем мире ресурсы (город, учреждения, музеи, библиотеки, специалисты, родители, различные организации, компьютер, ...).

Проект предполагает организовать ситуации, когда подростки смогут получить поддержку в решении этих проблем.

Механизмом, с помощью которого предполагается такие ситуации создавать, является выполнение ребятами индивидуальных проектов, связанных с практической деятельностью, исследованием проблем окружающего мира, выполнением какой-либо продуктивной, творческой деятельности, оформлением отчетных или выполнением рабочих материалов на компьютере.

Ребята - участники проекта - получают возможность:

приобретения навыков работы на компьютере;
выполнения проектной работы;
творческой реализации и получения дополнительных знаний в интересующей их области;
квалифицированной помощи руководителей проекта в планировании, организации и осмыслении своей деятельности;
опыта общения с социальными институтами и различными людьми, в том числе специалистами в разнообразных областях человеческой деятельности.

 

"Образование возможно в каждой точке. Важно только, чтобы за 5 минут до подростка там появился взрослый и обо всем договорился."

В.И.Ланцберг