игры и учебные выезды

Самой интересной формой обучения в нашей школе являются выезды – межпредметное интегративное погружение, когда всей школой мы выезжаем за город в пансионат или на турбазу, обычно на неделю в сентябре и на неделю в феврале. Живем и учимся на природе, вдали от семьи и привычной обстановки.

Образовательная программа нашей школы составлена так, чтобы ученики имели возможность выстраивать свое образование по четырем основным направлениям: учиться учиться, учиться делать, учиться взаимодействовать, учиться жить. Именно эти процессы мы и моделируем на каждом выезде.

Но есть и сложность – содержательную часть выезда вписать в программы школьных предметов. Ведь каждый выезд занимает немалую часть учебного времени. С другой стороны, речь идет не о 6 уроках, а о 12 часах активной образовательной деятельности в день. Такие погружения сочетают в себе игровую составляющую, командную и индивидуальную работу, обучение через деятельность. На выезде всегда есть место и время поработать головой и руками, заняться спортом и творчеством, пообщаться, получить опыт проживания и осмысления собственной деятельности.

Темы для выездов выбираются за два-три месяца, поскольку требуется немалая подготовительная работа всего педагогического коллектива. Тема выезда определяется по следующим критериям: во-первых, она должна содержать реальную интеграцию образовательных областей; во-вторых, иметь интересный игровой сюжет; в-третьих, наших ресурсов должно хватить для реализации замысла. То есть, если кратко, то тема должна быть: интересная, реальная, интегративная. Примером успешной интеграции стал выезд по теме «Звук». Физики определяли, как распространяется звуковая волна; биологи – как человек слышит и издает звуки; филологи изучали основы стихосложения; музыканты пели и играли на музыкальных инструментах, а информатики озвучивали фильмы. На каждом выезде нужно писать тексты и делать расчеты, поэтому математика и русский язык – это уже не изучение, а применение знаний на практике.

Цель выезда – познание мира и знакомство с разными методами познания. Поэтому на каждом выезде есть учебный блок, творческие и проектные мастерские, игровая коллективная деятельность, вечернее дело.

Но у каждого выезда есть свое Событие, особое по эмоциональному накалу и восприятию (причем это никогда не запланировать заранее, и у каждого оно свое), то дело, ради которого стило приехать.

Темами выездов последних лет стали исторические эпохи:

  • Средневековье – «Хазарский словарь».

Завязка сюжетно-ролевой игры: забытый сегодня народ, хазары, в поисках веры обращается к другим народам (франкам, ромеям, викингам, славянам, арабам), узнает их историю, культуру, верования и составляет словарь.

Уроки: история, география, литература, естествознание.

Мастерские: валяние из войлока, чеканка, лепка, резьба и выжигание по древу и др.

Дело: «Путешествие за три моря», «Выбор веры», «Война», «Базар», «Масленица», «В гости к хазарской принцессе».

Задание на коллективное взаимодействие: толкование сна хазарской принцессы с позиции символов веры.

Индивидуальное задание: создание странички словаря о «своем народе».

  • Возрождение – «Я - Леонардо».

Завязка сюжетно-ролевой игры: В результате эпидемии чумы население Европы резко сократилось, хозяйство пришло в упадок. Нужно отстраивать города, возводить храмы, строить новые дороги и оборонительные сооружения, используя научные достижения того времени и возрождая идеалы античности. Творить и изучать мир, как Леонардо, путешествуя из одного города в другой.

Уроки: МХК, физика, математика, история, литература, география.

Мастерские: венецианские маски, мозаика, витражи, гравюра, моделирование.

Задание на коллективное взаимодействие: подготовить проект развития города (Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь, Генуя, Амбуаз) и выступить на Форуме. В проекте учесть градостроительные тенденции эпохи, построить (рассчитать) модель храма, провести новые дороги, решить вопросы обороны и водоснабжения города.

Индивидуальное задание: Решение кейса.

  • Просвещение – «Гардемарины, вперед! Тайник канцлера Бестужева».

Завязка сюжетно-ролевой игры. Перед участниками выезда встает непростой вопрос: «Как послужить России?»

- Отправиться в кругосветное путешествие и открыть новые земли?

- Послужить на поле брани, защищая Отечество?

- Заняться научными изысканиями и опровергнуть старые теории, как Ломоносов?

- Или избрать дипломатическую деятельность? Тайны, интриги, опасности – вот она, настоящая служба! На поиски тайника канцлера Бестужева отправляются гардемарины.

Уроки: те же, что и в образовательных учреждениях России 18-19 века (Навигационная школа, Смольный институт, Царскосельский лицей).

Мастерские: каллиграфия, танцы, фехтование, роспись по фарфору, переплетная мастерская и оформление альбома.

Дело: «Имя на карте», «Науки верные сыны», «Табель о рангах», «Бородинская баталия», «Бал», «В поисках тайника».

Задание на коллективное взаимодействие: Квест «В поисках тайника Бестужева».

Индивидуальное задание: написать статью в энциклопедию. Пройти аттестацию (математика, физика, химия, география, история, филология) на получение должности согласно «Табели о рангах».

  • Новое время – «XX век начинается».

Завязка сюжетно-ролевой игры: Наступает век железа и новых видов энергии, время империй и монополий. Правительства европейских держав борются за сферы влияние в мире. Победит тот, кто обладает военной мощью, развитой экономикой и передовой наукой. На рубеже веков научные открытия разрушают старые представления о мире. Мир становиться другим, границы меняются. Искусство больше не отображает мир, а создает свой: «Рисую не то, что вижу, а то, как мыслю».

Уроки: МХК, физика, химия, география, история, обществознание, экономика.

Мастерские: роспись по ткани, вырезание портретов, фотографирование, витражи Тиффани, рисование.

Дело: «Олимпийские игры», «Империи на карте мира», «Церемония чествования нобелевских лауреатов», «Всемирная выставка», «Салон», «Синематограф».

Задание на коллективное взаимодействие: оформить павильон «своей страны» на всемирной выставке.

Индивидуальное задание: деятельность в конструкторском бюро, в редакции журнала, театре, университете, творческой мастерской - по выбору участника.

  • Новейшее время – «НАНОГРАД».

(Летняя лагерная смена в рамках проекта «Школьная лига РОСНАНО»/ http://schoolnano.ru/)

Завязка сюжетно-ролевой игры: Участники выезда становятся жителями города Нанограда. При моделировании жизни города будущего нет времени для безделья и лени – нужно ежедневно трудиться и достигать научных и бизнес-результатов в своей деятельности. Основная цель наноградцев – по мере возможности проникнуться особенностями наноиндустрии: с момента зарождения идеи и разработки и до непосредственной реализации. И взрослые, и дети должны пройти стажировку в Корпорации Нанограда.

Публичные лекции и практикумы по предметам естественно-научного цикла, маркетингу и менеджменту.

Дело: игра «Журналист», «Памятник наночастице», выставка РОСНАНО, «Аукцион», «Форум», «Час интеллектуальных игр», «Фестиваль научно-популярных фильмов» и др.

Задание на коллективное взаимодействие: разработка (экспертная оценка) проекта по кейсу конкретной компании, работающей в отрасли наноиндустрии и выступление на Форуме.